Среда , 4 декабря 2024

Путь на Север.

С 28.11.2023 до 31.01.2024 в Архангельском музее изобразительных искусств.

В Архангельском музее изобразительных искусств Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» и Государственный Русский музей представляют масштабный выставочный проект – «Путь на Север».

Выставка «Путь на Север» представляет около пятидесяти произведений выдающихся русских художников, классиков отечественного искусства, в чьей творческой судьбе Север прозвучал особой темой: Константина Коровина, Аполлинария Васнецова, Архипа Куинджи, Ивана Шишкина, Николая Рериха и многих других живописцев.

Север – понятие не только географическое, но в первую очередь, – это особое духовное пространство, особый историко-культурный феномен, который по праву можно считать достоянием мировой цивилизации. Многие поколения художников черпали вдохновение в безграничных просторах северной природы, в величественности памятников деревянного зодчества, в богатейшем наследии народного декоративно-прикладного искусства, в естественной красоте быта и нравов жителей этого сурового края.

Основу экспозиции составляют произведения Константина Коровина. Импрессионист по праву считается художником-первооткрывателем Севера. В 1894 году по приглашению предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, начавшего в это время строительство узкоколейной железной дороги Вологда – Архангельск, Коровин отправляется на Север в компании своего друга и единомышленника Валентина Серова.

Под влиянием мощной энергетики Севера яркая, легкая, солнечная палитра, свойственная ранним произведениям художника, уступает место холодной серебристо-жемчужной гамме. Эта строгая тональная система легла в основу новой художественной эстетики в русском изобразительном искусстве.

Север становится для Коровина подлинным источником вдохновения, он вновь и вновь возвращается в эти места. Эти художественные экспедиции получили отражение не только в многочисленных этюдах и картинах художника, но и двух масштабных циклах, состоящих из монументально-декоративных панно.

Первый художественный цикл в 1896 году был показан в павильоне Крайнего Севера на Нижегородской промышленной и художественной выставке. Второй, созданный в союзе с художником Николаем Клодтом в 1898 году, представил «художественную летопись Севера» на Всемирной выставке в Париже. Центральное место нашей экспозиции занимают четыре панно этого цикла: «Остатки стоянки самоедов. (Священное место)», «Река», «Тундра» и «У Карского моря».

Далекий и загадочный Север, воплощённый в работах Коровина, возбудил интерес к этой земле у целого ряда художников. На Север едут участники творческого объединения «Союз русских художников»: Василий Переплетчиков, Сергей Виноградов и Абрам Архипов. Мастерам «Союза» был свойственен поиск русской национальной идеи, и Север с его богатейшими духовными традициями и народной культурой, могучей и первозданной природой становится олицетворением русской самобытности и главным «героем» их произведений.

В тот же период предпринял поездку по Северной Двине художник-баталист Василий Верещагин. Он вел подробные дорожные очерки, где описывал происходившие в северном путешествии события: посещение знаковых мест, встречи с поморскими рыбаками и торговцами, знакомство с прекрасной деревянной северной архитектурой и восторг от «открывавшимися во все стороны далекими окрестностями».

Выставка представляет Север в широком географическом диапазоне от северной Балтии до Арктических земель. Еще в середине XIX века художников-академистов Александра Гине и Евгения Дюккера волновали пленительные панорамы берегов Рижского залива и возвышенные северные марины.

Интерес русских художников к ландшафтам Финляндии был связан с выбором иного пейзажного мотива, отличного от среднерусской природы. Выбор этот был во многом продиктован эстетикой символизма, новый образный мир открывался в новой географической реальности. Каменная пластика и колорит привлекали многих художников, среди которых Аполлинарий Васнецов и Александр Беггров.

В конце ХIХ века происходит настоящий сдвиг в восприятии северного пейзажа. Это изменение было связано с поиском «эпической древности» и «истоков русской цивилизации». Путь к исконному миру, не искаженному прогрессом, чистому в своей первозданности и простоте, вел на Север. Со времен Древней Руси Севером считались обширные территории, включающие Новгород, Псков, Ладогу и заповедную территорию Карелии, где располагаются священный остров Валаам, могучий водопад Кивач, застывшие леса, горные парки, и фантастические ландшафты с расположенными на них святынями.

Запечатлеть древнюю «Северную Русь» отправляется на остров Валаам великий русский пейзажист Иван Иванович Шишкин. На Валааме художник работал с необычайным творческим подъемом, восхищаясь карельскими скалами, живописным рельефом и нерушимым покоем этого пространства.

Жанрист и передвижник Владимир Маковский часто бывал в Великом княжестве Финляндском. На картине «В лодке на озере» изображено озеро Мустамяки близ деревни Неувола (ныне – поселок Горьковское Ленинградской области). Светлый идиллический пейзаж создает чувство гармонии, атмосферу умиротворения и тишины.

В 70-х годах ХIХ столетия в эти места за новыми сюжетами и «новым светом» приезжает выдающийся живописец, мастер философского пейзажа Архип Иванович Куинджи. Пленённый поэтикой аскетичной северной природы Куинджи пишет цикл из трех полотен, посвящённый Северу. В экспозиции выставки представлена первая работа «северной трилогии» – «Ладожское озеро» 1871 года.

Ученик Архипа Куинджи, Николай Константинович Рерих, искал в застывшей северной природе сакральное, архаическое начало. Стремление понять «мистическую душу Севера» у Рериха было настолько велико, что именно на нем долгие годы будут сконцентрированы все творческие силы художника. Рерих неоднократно бывал на Севере. В представленных на выставке пейзажах «Святой остров», «Скалисты берег моря» и «Первая стрела» царит возвышенное чувство и стоический северный дух.

Дальше всех на Север зашел другой ученик Куинджи – Александр Алексеевич Борисов. Для всех «куинджистов» был характерен поиск некой неприкосновенной сакральной земли – собственной «Гипербореи», где останавливается ход времени и соединяются воедино земное и вселенское пространство. Для Александра Борисова, родившегося на Севере, таким сокровенным местом стала Арктика.

Север воспет многими русскими живописцами, но особенно дорога ему песня тех, кто кровно связан с этим суровым и дивным краем, кто посвятил ему свое творчество целиком. Как и Александр Борисов до конца был предан теме Севера старейший архангельский художник Степан Григорьевич Писахов. Всю жизнь он пытался разгадать душу северной природы, нежную и величавую, хрупкую и мужественную, открыть в ней свой неповторимый мир.

Многие русские мастера, продолжая дореволюционные традиции, и в советское время черпали вдохновение на Русском Севере. К таким художникам принадлежат Василий Рождественский и Петр Кончаловский, оба они в 1930-е путешествовали по Северу.

Так Василий Рождественский писал колоритные пейзажи и портреты на Летнем берегу Белого моря, на Онежском полуострове, на Пинежье. Он создал возвышенный и слегка романтизированный образ Севера и его людей. С Заполярьем связана и картина Петра Кончаловского «Имандра. Осмоление сетей», написанная в результате его поездки на Кольский полуостров. 

Выставка «Путь на Север». Архангельский музей изобразительных искусств.

Информация (на 28.11.2023):

Архангельский музей изобразительных искусств — Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера».

Адрес: город Архангельск, площадь Ленина, дом 2.

Время работы: понедельник, среда – воскресенье с 10:00 до 17:00, вторник – выходной день.

Подробнее о порядке посещения музея и стоимости билетов на официальном сайте:

http://www.arhmuseum.ru

Справки по телефону: (8182) 65-36-16.

Смотреть еще

Семейные узы. Архангельский музей изобразительных искусств.

Семейные узы.

С 27.04 до 01.10.2024 в Архангельском музее изобразительных искусств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *