С 03.12 до 08.12.2023 в ВЗ МСХ в Старосадском переулке, дом 5.
В Выставочном зале Московского Союза художников в Старосадском переулке, дом 5 открывается персональная выставка живописи и графики художника Михаила Смирнова «Глубоко фиолетово».
«Глубоко фиолетово» – название-энигма, понуждает разговорить автора, проинтервьюировать Михаила Смирнова, но не менее полезно довериться собственным ощущениям и лично раскодировать потаённые смыслы интровертных картин, помня при этом о неизбежной роллан-бартовской «смерти автора» в зрительских интерпретациях- суждениях.
У каждого реципиента-зрителя свой набор коннотаций к проговариваемому фиолетово. Отчего-то в плавающем сознании мерещатся брюсовские «фиолетовые руки на эмалевой стене», и в него же, в сознание, вторгается персонаж-фрик из «Пятого элемента».
С неуверенностью в точности вспоминаешь некое, вроде как утверждение психологов-экспериментаторов, что фиолетовый спектр полноценно открывается художнику лишь после пятидесяти лет, а до этого возраста следует остерегаться губительного «разлития чернил». И уж точно фиолетово по своей культурно- антропологической сути обречённо минорно, не позитивно.
В старой доброй стратифицирующей дихотомии «реализм-авангард» Михаил Смирнов несомненный узнаваемо-наследственный авангардист, но с прибавкой «русский». Он адепт остывшей до помпеянского пепла традиции, парадоксально сроднившей некогда вольтово искрившие неприязни формалистичного экспериментаторства и реалистической образной человечности.
Цикл картин «Глубоко фиолетово» творился неспешно. Работы с какой-то неочевидной обязательностью, прилаживались друг к другу, создавая эмоциональное энергитическое поле-единство, не исключающее будущих ветвлений. Результатом возник некий художнически-личный мир, отобранный из ежедневно наблюдаемой реальности.
Мир странной «антихудожественной» городской среды, без известных архитектурных обязательностей, мир из крыш, гаражей, неухоженных фасадов, чахлой растительности и почти булгаковской всё итожащей гневно испепеляющей молнии.
Миру безличному подстать мир человеков, странно зависших в фазе усталой безвольнности. Персонажи, они же герои Михаила Смирнова, как-то безнадежно вяло сопротивляются невыносимой скуке бытия. Их полуприкрытые, сомкнутые глаза, медитативная обездвиженность, бомжеватая скукоженность напоминают первые и последние строки сонета Микеланджело в конгениальной транскрипции Тютчева:
«Отрадно спать – отрадней камнем быть… Прошу молчи – не смей меня будить». При этом Смирнов избегает какого-либо осуждения времени. Его постсоветские граждане, отставленные от идеологических принуждений и гальванизирующей бодрости, странно помнят, может быть, тоскуют по «большому другому» (Ж. Лакан), по большим навязываемым смыслам, придававшим значение всем формам интеллектуального сопротивления и интеллигентского фрондерства.
Герои Смирнова – это обязательно-спасительные для совестливой русской культуры «униженные и оскорбленные» «маленькие человеки», выпавшие из успешности. Их представителем и становится художник Смирнов, говорящий каждому из них – «Я брат твой».
Пытаясь воспользоваться критериями профессии для оценки качества живописи Михаила Смирнова, не лишний раз вспоминаешь безальтернативную максиму Сурикова: «Краски и живопись – первое дело… Есть колорит – есть художник, нет – так нет и художника». Михаил обрел органичное соответствие личной психофизики и формального языка, позволяющего артикулировать томящие интуиции.
Его цветовая палитра предельно лаконична и соответствует ответу Николая Андронова на педагогический вопрос: «Как сделать художника благородным? Надо убрать с палитры все краски, кроме говённых». Брутальный, стопроцентно лечебный рецепт, требующий оставить-отобрать для работы исключительно нефальшивые земляные пигменты.
Живописные партитуры Михаила Смирнова сродни тягучему музыкальному минимализму. Его валерные вариации медленно, без пресыщения обогащаются цветом, почти по рекомендации Серафима Павловского прибавлять скупую пропорцию доминантного цвета-оживки в минорную-унисонную, почти гризайлевую гамму.
Фиолетовые, ультрамариновые, терракотовые акцентации помимо своего формального значения становятся акцентациями психологическими, создающими зыбкую, ассоциативную, мерещащуюся образность, побуждающую зрителя печаловаться, сочувствовать, не жиреть душой.
Сергей Гавриляченко
Информация (на 27.11.2023):
Выставочный зал Московского Союза Художников в Старосадском переулке.
Адрес: Старосадский переулок, дом 5.
Ближайшая станция метро «Китай-Город».
Время работы: понедельник – суббота с 12:00 до 18:00, воскресенье – выходной день.
Вход свободный.