С 21.06 до 04.11.2024 в Тверской областной картинной галерее.
В Тверской областной картинной галерее открывается выставка «Юбер Робер. В поисках утраченного времени».
Юбер Робер был одним из самых востребованных живописцев XVIII столетия, который специализировался на изображении архитектурных декоративных пейзажей и античных руин. Мастер приехал в Рим в 1754 году под покровительством посла Франции в Риме графа де Стенвиля, будущего герцога де Шуазеля, оплатившего обучение Робера во Французской академии. В Италии он провел одиннадцать лет, там он подружился с Фрагонаром, повстречался с итальянскими мастерами пейзажного жанра Пиранези и Панини.
Вернувшись во Францию, Робер сразу стал успешным живописцем. С 1767 года художник экспонировал свои работы на Салонах, неукоснительно следуя выбранному жанру. Источником вдохновения для мастера служили образы древней и современной Италии, а также реалии актуальной художнику парижской жизни.
Композиция «Пирамиды и храм» принадлежит к периоду расцвета его искусства и датируется 1780-ми годами. В картине воображением художника объединены памятники различных эпох и стран: Греции, Египта и Рима. Подобный антикизирующий синкретизм был моден в ту эпоху, и его примеры неоднократно встречаются в творчестве Робера.
Представленная на выставке картина отсылает нас к итальянскому опыту художника: впечатлениям, полученным им в поездках по Италии, наброскам того периода, которые являлись источником вдохновения для живописных работ и позднего времени.
Центральное место занимают развалины Парфенона, в изображении которых Робер, возможно, как раз воспользовался рисунками, сделанными им во время путешествия по югу Италии с памятников греческой архитектуры – храма Нептуна в Пестуме или храма Конкордии в Агригенте. Другим источником изображения Парфенона послужила гравюра Ж.Д. Леруа из издания «Ruines des plus beaux monuments en Grèce» (1756 или 1758).
Одно из первых путешествий по Греции и Малой Азии (1716-1719) в Европе совершил граф Кейлюс, который затем совместно с аббатом Бартелеми опубликовал «Recueil d’antiquités égyptiennes, étrusques, grecques et romaines». Известно, что по его заказу Робер исполнил серию рисунков с точным воспроизведением античных надписей.
В глубине картины Робер изображает египетские пирамиды, у подножия которых движется караван верблюдов. На переднем плане справа представлены разбитые барельефы, на которых легко узнаваемо изображение триумфа Тита с его арки в Риме. Рядом с барельефами помещен египетский сфинкс.
Персонажи, рассматривающие рельефы, облачены в древнеримские одеяния, тогда как на художнике, разместившемся на барельефе, и стражнике за его спиной восточные костюмы, распространенные в Греции, находившейся в то время под властью Турции.
Слева на камне изображена подпись, имитирующая греческие буквы. До восемнадцати лет Робер обучался в Наваррском коллеже в Париже, где получил прекрасное классическое образование, которым мог похвастаться лишь редкий художник того времени. Робер знал латинский, цитаты на котором встречаются в его работах, он изучал и греческий язык, на что указывает надпись на московском полотне: Robert to Edouard Dillon, то есть «Робер – Эдуарду Диллону», указывая тем самым, для кого была написана эта картина.
Граф Эдуард Диллон (1750-1839) – англичанин по происхождению, французский генерал, в детстве был пажом Людовика XVI, где получил прозвище «красавчик Диллон». С Робером он мог познакомиться во время праздников в Малом Трианоне в 1780-е годы.
Впоследствии «Пирамиды и храм» попали в собрание князей Голицыных. Работы Робера пользовались большим успехом в России того времени, это во многом было связано с распространением моды на пейзажные парки и формирующимся интересом к античности. Только в московском собрании Голицыных числилось тридцать работ Робера.
Дени Дидро определил «поэтику руин» Робера: «Эффект таких картин … в том, что они навевают тихую грусть. Наши взгляды останавливаются на развалинах триумфальной арки, портика, пирамиды, храма, дворца, и мы невольно задумываемся, представляем себе, какие опустошения произведет время и после нас».
Информация (на 21.06.2023):
Тверская областная картинная галерея.
Адрес: город Тверь, улица Советская, дом 3, корпус 4.
Время работы: среда, четверг, суббота и воскресенье — с 11:00 до 18:00, в пятницу — с 11:00 до 20:00. Понедельник и последний четверг каждого квартала — выходной день. Вторник — экскурсионный день.
Подробнее о порядке посещения и стоимости билетов на сайте музея –
Телефоны: +7 (4822) 34-31-56, 34-62-43.