С 12.10.2023 до 15.01.2024 в Музее-заповеднике «Остафьево» — «Русский Парнас».
В Музее-заповеднике «Остафьево» — «Русский Парнас» открывается выставка «Способ и образ».
Портретист, изображая своих моделей, оставляет их в исторической памяти человечества. Создание образа — это важнейшая задача, стоящая перед творцом. Произведения всех эпох общаются как с современниками, так и с их потомками посредством ярких и убедительных художественных обобщений. XIX век подарил любителям портретного жанра много возможностей для самовыражения, это разнообразие техник и технологий представлено на выставке.
Ее идея родилась благодаря интереснейшему экспонату из собрания музея В. А. Тропинина — фотоальбому, который, благодаря неизвестному владельцу и составителю, стал ярким свидетельством культурного контекста ушедшей эпохи.
Альбом содержит фотографии семьи Тютчевых, четы Вяземских, правящих монархов и других известных лиц своего времени. В рамках представленной экспозиции можно проследовать по воображаемому пути эволюции способа создания портретного образа — от миниатюры до старинных альбомных фотокарточек.
В начале XIX века искусство акварельного портрета достигло совершенства. Утонченные интимные образы вошли в предметный ряд малых форм, окружавший аристократию того времени, составляя ансамбли в интерьерах гостиных, кабинетов, будуаров. Акварельные листы размещались в специальных папках, сопровождали владельцев в путешествиях, являя собой некий прообраз современных фотоальбомов.
Признанные мастера этого жанра П. Соколов, В. Гау, А. Брюллов создавали виртуозные по исполнению портреты представителей светского общества и августейших особ.
В это же время особо полюбившиеся зрителю произведения живописи и графики активно тиражировались посредством эстампа, преимущественно в гравюре на металле и литографии. Большие тиражи позволяли значительно расширить зрительскую аудиторию.
На выставке представлены гравюры с портретов литератора П. Свиньина, художника Ф. Кюнеля, президента Академии художеств А. Оленина и литографии со знаменитых портретов «Мюнхенских красавиц». К концу XIX века эстамп постепенно утратил свое лидерство и был вытеснен фотопечатью.
В 1839 году Л. Дагер объявил о своем открытии: «Я поймал свет. Я остановил его полет». В результате прямого попадания света на отполированную металлическую пластину получалось единственное позитивное изображение — дагеротип. Изобретение калотипа Г. Тальбота заменило дагеротипию, потому что имело возможность тиражирования.
Спустя десятилетие первенство завоевывает коллоидный фотопроцесс. Погрешности выдержки и недостаточную контрастность фотоснимков помогали преодолеть художники: одни работали в фотоателье ретушерами, а также вручную раскрашивали фотографии акварелью, пастелью, цветными карандашами, другие, такие как А. Деньер, сами становились фотографами и искали новые средства выразительности.
Изобретение фотографии разделило мнения в мире искусства: одни были в восторге, считали ее бесценным инструментом, другие же полагали, что фотография отберет работу у художников. Время показало, что фотография стала еще одним надежным способом сохранения образов на века.
Куратор выставки: Анна Попова, заместитель директора музея В. А. Тропинина.
Информация (на 05.10.2023):
Государственный музей-заповедник «Остафьево» — «Русский Парнас».
Адрес: г. Москва, п. Рязановское, с. Остафьево, улица Троицкая, дом 1А.
Время работы:
Парк открыт ежедневно 8:00 до 23:00, вход до 22:00. С 8:00 до 10:00 — вход в парк бесплатный; с 10:00 — согласно установленным ценам.
Музей открыт для посещения: вторник — пятница, воскресенье с 10:00 до 18:00, в субботу с 10:00 до 21:00, понедельник — выходной день. Последняя пятница месяца с 12:00 до 18:00.
Входной билет в парк: взрослые – 100 рублей, льготные категории – 70 рублей.
Входной билет в музей на постоянные экспозиции: взрослые – 300 рублей. Льготные категории – 250 рублей.
Входной билет на временные выставки: взрослые – 100 рублей, льготные категории – 70 рублей.