С 21.06 до 29.10.2024 в Тверской областной картинной галерее.
В Тверской областной картинной галерее открывается выставка одной картины, на которой будет представлен «Портрет Карла Фридриха, герцога Голштейн-Готторпского (1700-1739)» работы неизвестного художника 18 века.
Выставка завершает тематический цикл, приуроченный к 350-летию Петра Великого. Представленное полотно находится в Тверской областной картинной галерее издавна, но сейчас предстает перед нами в новом качестве – как вновь выявленный памятник искусства петровской эпохи и одна из разгаданных загадок собрания. Будучи, несомненно, копийным и относясь к известному иконографическому типу, этот портрет ценен особой ценностью. Он является живой иллюстрацией к драматическим, изобиловавшим случайными претендентами на вакантный престол событиям 1720-х гг. вокруг борьбы за наследие Петра.
Парадный портрет мужчины с регалиями, по совокупности указывающими на монархический статус и принадлежность к российскому императорскому дому, поступил в Галерею в 1937 г. Портретируемый представлен в горностаевой мантии, с лентой и звездой ордена Андрея Первозванного, в русском гвардейском мундире и с жезлом полководца.
Под его правой рукой – корона на постаменте. В условиях крайней ограниченности набора мужских персонажей в доме Романовых в XVIII в. изображенный был принят за Петра III, который, хотя и не был на него похож, соответствовал большинству названных статусных характеристик.
Ныне установлено, что на портрете изображен не Петр III, а его отец – герцог Карл Фридрих Голштейн-Готторпский (1700-1739). Герцогу довелось сыграть важную роль в преодолении династического кризиса, постигшего Россию после смерти Петра Великого. В условиях пресечения рода Романовых по прямой линии значение приобретали побочные ветви. Период их жестокой конкуренции получил у историков название «эпохи дворцовых переворотов».
Став мужем старшей дочери Петра Великого Анны, Карл Фридрих оказался в роли будущего отца потенциального наследника престола. Иконографический тип, к которому относится тверской портрет герцога, отражает реалии периода его наивысшего взлета в России.
На Карле Андреевская лента, пожалованная ему в 1722 г. Его гвардейский мундир напоминает нам, что в 1726 г. Карл стал подполковником, то есть фактическим командиром Преображенского полка – главной опоры трона. В 1727 г. партия Карла потерпела поражение, и он навсегда покинул Россию. Однако именно через его сына Петра – внука Петра Великого – в конечном итоге была формально восстановлена династическая преемственность.
Портреты герцога Голштинского, как и он сам, не были популярны в России. Они присутствовали только в больших портретных галереях, ранних по времени формирования и политически отразивших своим составом период 1721-1727 гг., когда герцог был заметной фигурой в российских династических раскладах.
Известно, например, о наличии портрета герцога Голштинского в собрании картин тверского архиерейского дома. Для одной из таких портретных галерей, видимо, и было выполнено изображение Карла Фридиха, представленное на выставке.
Информация (на 21.06.2023):
Тверская областная картинная галерея.
Адрес: город Тверь, улица Советская, дом 3, корпус 4.
Время работы: среда, четверг, суббота и воскресенье — с 11:00 до 18:00, в пятницу — с 11:00 до 20:00. Понедельник и последний четверг каждого квартала — выходной день. Вторник — экскурсионный день.
Подробнее о порядке посещения и стоимости билетов на сайте музея –
Телефоны: +7 (4822) 34-31-56, 34-62-43.