Четверг , 5 декабря 2024

Константин Чеботарев и Александра Платунова. Следы.

С 09.09 до 10.12.2023 в Галеев Галерея.

В Галеев Галерея открылась выставка «Константин Чеботарев и Александра Платунова. Следы». Герои нынешней экспозиции, в отличие от многих предыдущих, никак не связаны с традициями школ российских двух столиц, и уж тем более — столиц иных стран. Их развитие проходило в замкнутой герметичной среде провинциального, хотя и крупного, города.

Константин Чеботарев (1892–1974) и Александра Платунова (1896–1966) – казанские Ларионов и Гончарова, супружеская пара, своей деятельностью доказавшая состоятельность авангардного движения в Казани. Они начинали свой путь с обучения в мастерской прославленного портретиста Николая Ивановича Фешина.

Затем, после его эмиграции, встав у руля нового учебного заведения — АРХУМАСа, аналога ВХУТЕМАСа, вместе они пестовали поколение свободных, не замученных застарелым академизмом, художников.

Константин Чеботарев – куратор первой выставки модернистов в Поволжье – «Подсолнечник», состоявшейся в Казани весной 1918 во времена политической нестабильности, когда власть переходила от красных к белым из рук в руки.

Александра Платунова экспонировала там десятки своих произведений, декадентских по форме, сюрреалистических по содержанию. Оба бежали от большевизма в колчаковскую столицу России — Омск, куда стекались все, кто собирался пересидеть там неблагополучные времена. В 1921, устав ждать перемен, они возвращаются в Казань.

Графический коллектив «Всадник», организованный как лаборатория гравюрных практик, в которой молодежь занималась выпуском ограниченным тиражом сетов гравюр в различных печатных техниках, фактически первых в стране livres d`artiste, — принял своих возвращенцев с энтузиазмом. Чеботарев и Платунова печатали оттиски, экспериментировали, искали новые формы художественного высказывания.

Параллельно они активно работали в КЭМСТ – конструктивистском театре казанской молодежи, в котором воплощались самые смелые идеи сценографии. Занимались станковой живописью авангардного направления. Пробовали себя в жанре экслибриса, в журнальной и книжной иллюстрации, оформлении росписей фарфора и посуды, предметов интерьера – мебели, утилитарных объектов.

Преподавали студентам живопись, рисунок, композицию. ЛЕФовец Чеботарев выступал с докладами и дебатировал со своими идейными противниками – апологетами АХРРа, реалистами-натуралистами.

К середине 1920-х страна постепенно меняла свой облик с оплота революционного радикализма на умеренно социалистический лагерь. Изменялась риторика функционеров политического и культурного руководства. Лефовцы не смогли сдержать яростных атак консерваторов, и в 1926 АРХУМАС был закрыт. Чеботарев и Платунова были фактически изгнаны из Казани как не соответствующие текущему моменту творческие единицы.

С этого времени начинается их московский период, ознаменованный поиском заработка и попытками встроиться в чужеродную среду. Александра Платунова берется за книжное оформление, предлагает себя в качестве иллюстратора журналам («Красная Панорама» и др.), сочиняет агитплакаты, исполняет агиттекстиль. Работает мастером-шрифтовиком.

Константин Чеботарев участвует в деятельности «Синей блузы», рисует для журналов «Прожектор» и «Красное студенчество». Выставляется в Москве и даже в Берлине вместе с группой художников «Октябрь» (Дейнека, Моор, Родченко и др.). Оба художника, отчаявшись найти заказ, подрабатывают ретушированием фотографий в редакциях, не гнушаются работой чертежника.

Живут супруги в барачного типа доме в Новогиреево, куда часто наведывался их друг — бывший казанец, а теперь глава отдела графики Русского музея Петр Корнилов, пристраивавший работы Чеботарева и Платуновой в различные коллекции (ГРМ, Пушкинский Дом).

В послевоенное время материальное положение семейной пары ухудшается. Чеботарева категорически не принимают в МОССХ из-за его репутации «формалиста». Неспособный адаптироваться к новым условиям, он сосредотачивает внимание на документальной фиксации своих и Платуновой творческих итогов. Ведет мемуарные записи о казанской и московской жизни, восполняя белые пятна в истории художественных дискуссий.

Пока его обширные воспоминания — текст «Следы» (архив РГАЛИ) — еще ждет своей публикации, выставка в Галеев Галерея пойдет по «следу», оставленному славными казанскими художниками, и, к счастью, оказавшимся не затоптанным.

Это первая совместная выставка художников в Москве, предыдущая состоялась в Казани в 1964.

 

 

Информация (на 11.09.2023):

Галеев Галерея.

Адрес: Большой Козихинский переулок дом 19/6, строение 1 (вход в арку дома 17 по Б. Козихинскому).

Ближайшие станции метро «Пушкинская» и «Тверская».

Время работы: вторник – воскресенье с 11:00 до 19:00, выходной день – понедельник.

Вход свободный.

https://ggallery.ru

 Телефон: (495) 699-98-54.

 

Смотреть еще

Выставка За фасадом эпохи Галеев Галерея Истории московских художников 1920-1940-х годов

За фасадом эпохи. Истории московских художников 1920-1940-х годов.

С 17.11.2021 до 07.02.2022 в Галеев Галерее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *