С 09.09 до 10.12.2023 в Галеев Галерея.
В Галеев Галерея открылась выставка «Константин Чеботарев и Александра Платунова. Следы». Герои нынешней экспозиции, в отличие от многих предыдущих, никак не связаны с традициями школ российских двух столиц, и уж тем более — столиц иных стран. Их развитие проходило в замкнутой герметичной среде провинциального, хотя и крупного, города.
Константин Чеботарев (1892–1974) и Александра Платунова (1896–1966) – казанские Ларионов и Гончарова, супружеская пара, своей деятельностью доказавшая состоятельность авангардного движения в Казани. Они начинали свой путь с обучения в мастерской прославленного портретиста Николая Ивановича Фешина.
Затем, после его эмиграции, встав у руля нового учебного заведения — АРХУМАСа, аналога ВХУТЕМАСа, вместе они пестовали поколение свободных, не замученных застарелым академизмом, художников.
Константин Чеботарев – куратор первой выставки модернистов в Поволжье – «Подсолнечник», состоявшейся в Казани весной 1918 во времена политической нестабильности, когда власть переходила от красных к белым из рук в руки.
Александра Платунова экспонировала там десятки своих произведений, декадентских по форме, сюрреалистических по содержанию. Оба бежали от большевизма в колчаковскую столицу России — Омск, куда стекались все, кто собирался пересидеть там неблагополучные времена. В 1921, устав ждать перемен, они возвращаются в Казань.
Графический коллектив «Всадник», организованный как лаборатория гравюрных практик, в которой молодежь занималась выпуском ограниченным тиражом сетов гравюр в различных печатных техниках, фактически первых в стране livres d`artiste, — принял своих возвращенцев с энтузиазмом. Чеботарев и Платунова печатали оттиски, экспериментировали, искали новые формы художественного высказывания.
Параллельно они активно работали в КЭМСТ – конструктивистском театре казанской молодежи, в котором воплощались самые смелые идеи сценографии. Занимались станковой живописью авангардного направления. Пробовали себя в жанре экслибриса, в журнальной и книжной иллюстрации, оформлении росписей фарфора и посуды, предметов интерьера – мебели, утилитарных объектов.
Преподавали студентам живопись, рисунок, композицию. ЛЕФовец Чеботарев выступал с докладами и дебатировал со своими идейными противниками – апологетами АХРРа, реалистами-натуралистами.
К середине 1920-х страна постепенно меняла свой облик с оплота революционного радикализма на умеренно социалистический лагерь. Изменялась риторика функционеров политического и культурного руководства. Лефовцы не смогли сдержать яростных атак консерваторов, и в 1926 АРХУМАС был закрыт. Чеботарев и Платунова были фактически изгнаны из Казани как не соответствующие текущему моменту творческие единицы.
С этого времени начинается их московский период, ознаменованный поиском заработка и попытками встроиться в чужеродную среду. Александра Платунова берется за книжное оформление, предлагает себя в качестве иллюстратора журналам («Красная Панорама» и др.), сочиняет агитплакаты, исполняет агиттекстиль. Работает мастером-шрифтовиком.
Константин Чеботарев участвует в деятельности «Синей блузы», рисует для журналов «Прожектор» и «Красное студенчество». Выставляется в Москве и даже в Берлине вместе с группой художников «Октябрь» (Дейнека, Моор, Родченко и др.). Оба художника, отчаявшись найти заказ, подрабатывают ретушированием фотографий в редакциях, не гнушаются работой чертежника.
Живут супруги в барачного типа доме в Новогиреево, куда часто наведывался их друг — бывший казанец, а теперь глава отдела графики Русского музея Петр Корнилов, пристраивавший работы Чеботарева и Платуновой в различные коллекции (ГРМ, Пушкинский Дом).
В послевоенное время материальное положение семейной пары ухудшается. Чеботарева категорически не принимают в МОССХ из-за его репутации «формалиста». Неспособный адаптироваться к новым условиям, он сосредотачивает внимание на документальной фиксации своих и Платуновой творческих итогов. Ведет мемуарные записи о казанской и московской жизни, восполняя белые пятна в истории художественных дискуссий.
Пока его обширные воспоминания — текст «Следы» (архив РГАЛИ) — еще ждет своей публикации, выставка в Галеев Галерея пойдет по «следу», оставленному славными казанскими художниками, и, к счастью, оказавшимся не затоптанным.
Это первая совместная выставка художников в Москве, предыдущая состоялась в Казани в 1964.
Информация (на 11.09.2023):
Галеев Галерея.
Адрес: Большой Козихинский переулок дом 19/6, строение 1 (вход в арку дома 17 по Б. Козихинскому).
Ближайшие станции метро «Пушкинская» и «Тверская».
Время работы: вторник – воскресенье с 11:00 до 19:00, выходной день – понедельник.
Вход свободный.
Телефон: (495) 699-98-54.