После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством.

С 18.04.2023 до 24.09.2023 в ГМИИ имени А.С. Пушкина – Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–ХХ веков.

В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка «После импрессионизма». Экспозиция демонстрирует процесс взаимодействия русского искусства и художественных течений Западной Европы в период становления авангарда и модернизма.

Пушкинский музей представляет масштабный проект, занимающий все три этажа Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков и демонстрирующий разнообразие и многогранность художественной жизни Европы и России во второй половине XIX – начале XX столетия.

В экспозиции будут представлены работы Клода Моне, Огюста Ренуара, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо, а также русских художников Ильи Репина, Валентина Серова, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Казимира Малевича и других. Билеты на выставку уже доступны онлайн по акции «Раннее бронирование». Выставка откроется 18 апреля, с этого дня билеты можно будет также приобрести в кассах музея в день посещения.

Фоторепортаж Cultobzor.ru

 

Цель выставки — переосмыслить сложную эпоху поиска новых художественных языков в отечественном и западном искусстве на рубеже XIX–XX веков. В центре внимания — импрессионизм, а также художественные поиски Сезанна, ван Гога и Гогена. В то же время, важные акценты сделаны на явлениях, до сих пор находящихся на периферии сложившейся истории искусства.

Во второй половине XIX столетия произошел радикальный перелом в самом понимании того, что такое искусство. С появлением импрессионизма завершился великий этап развития искусства, связанный с принципом воспроизведения видимой реальности, и художники начали подвергать сомнению фундаментальные основы творчества. Произведение переставало быть слепком с действительности и превращалось в самодостаточную вселенную, существующую по своим законам.

Экспозиция посвящена периоду с 1860-х по 1916 год. В 1860–1880-х годах были сформулированы основы для дальнейшего развития новых явлений, ориентированных в первую очередь на выражение идей и глубинных душевных переживаний. Был также определен приоритет основополагающих формальных элементов искусства — линии и цвета, поверхности, фактуры, мотива.

Другая задача — продемонстрировать стремительное развитие русской живописи на рубеже столетий, статус которой эволюционировал от региональной художественной школы, внимательно следившей за творчеством представителей французского модернизма, до ведущего центра европейского авангарда.

Опираясь на богатую коллекцию французской живописи ГМИИ им. А.С. Пушкина, кураторы стремились визуализировать уникальный пример взаимодействия европейского и русского искусства. Посетители выставки смогут проследить этот процесс от произведений Перова, Репина и Васнецова, наблюдавших художественную жизнь Парижа в эпоху сложения и расцвета импрессионизма, до работ Малевича, Татлина, Кандинского, Ларионова, Розановой, которые, освоив наследие постимпрессионизма и кубизма, вывели искусство модернизма к совершенно новым горизонтам.

Таким образом, русские художники конца XIX — начала XX столетия представлены на выставке в ракурсе непрерывного и многостороннего взаимодействия с мировым художественным процессом.

На выставке будут восстановлены некоторые забытые «сюжеты» истории искусства, которые были вытеснены из нашей памяти последующим развитием, например, восходящая к Пьеру Пюви де Шаванну традиция создания масштабных монументально-декоративных произведений, призванных внести гармонию в повседневную жизнь. К этой традиции относятся полотна немца Ганса фон Марэ, наших соотечественников Константина Коровина, Виктора Борисова-Мусатова, Кузьмы Петрова-Водкина и Михаила Нестерова.

Специальное внимание будет уделено роли пуантилизма в искусстве начала XX столетия: именно через его живописный язык открывали для себя импрессионизм молодые русские художники Наталия Гончарова, Казимир Малевич и Роберт Фальк.

Финалом экспозиции станут «русские ответы» на вызовы импрессионистической художественной революции – произведения Казимира Малевича, Василия Кандинского, Павла Филонова, Владимира Татлина, которые знаменовали радикальный выход за пределы традиции.

Реализация столь масштабного проекта стала возможной благодаря поддержке генерального спонсора Банка ВТБ, а также успешному сотрудничеству ГМИИ им. А.С. Пушкина с крупнейшими федеральными и региональными музеями России. Партнерами ГМИИ выступили Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, Серпуховский историко-художественный музей, Нижегородский государственный художественный музей, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Елецкий городской краеведческий музей, Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, Орловский музей изобразительных искусств, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина, Самарский областной художественный музей, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Смоленский государственный музей-заповедник, Тульское музейное объединение, Ульяновский областной художественный музей, Чувашский государственный художественный музей. Важнейшей частью экспозиции стали произведения из собраний Екатерины и Владимира Семенихиных, Иветы и Тамаза Манашеровых, семьи Кривошеевых и других частных коллекций.

К выставке издан альбом-каталог, подготовлены образовательная и инклюзивная программы.

Кураторская группа: Илья Доронченков, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе; Елена Каменская, советник директора; Александра Данилова, заведующая отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков; Анна Познанская, заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

 

 

Информация (на 04.04.2023):

ГМИИ имени А.С. Пушкина – Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–ХХ веков.

Адрес: улица Волхонка, дом 14.

Ближайшая станция метро «Кропоткинская».

Время работы: вторник, среда, суббота и воскресенье – с 11:00 до 20:00, в четверг и пятницу – с 11:00 до 21:00. Понедельник – выходной день.

Информация о стоимости билетов — https://pushkinmuseum.art/visitors/tickets/

 

Смотреть еще

ГМИИ Исследование картины Антиведуто Граматики Христос и грешница

Исследование картины Антиведуто Граматики «Христос и грешница».

07.06.2024.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *