С 22.03 до 20.06.2023 в Мемориальной квартире Святослава Рихтера.
Ко дню рождения великого пианиста в Мемориальной квартире Святослава Рихтера откроется небольшая выставка «Нина Дорлиак. Песнь Сольвейг», посвященная «настоящей принцессе», обладательнице «ангельского голоса», одной из лучших камерных певиц, партнеру Рихтера на сцене и в жизни – Нине Дорлиак.
Прошло 25 лет как она ушла из жизни, но никто из ее многочисленных и талантливых учеников, овладевших всеми тонкостями исполнительского мастерства, не смог перенять огромную внутреннюю культуру и подлинный аристократизм, которые наполняли каждое движение этой удивительной певицы и артистки.
Её любимая ученица, Галина Писаренко, вспоминала свое первое впечатление: «Она вышла в белом вечернем платье до пола. Линии его были строги и прекрасны: ничего лишнего. Никаких украшений. Ее лицо, фигура, поступь – все было просто и естественно… Я сразу почувствовала всю несоразмерность этого явления с окружающим. Одним словом, по эстраде к роялю шел девятнадцатый век. И еще я сразу ощутила – в этом не было сценической игры. Нет! Это была она сама. Она была – такая».
Нина Дорлиак – настоящая петербурженка, родилась в дворянской семье с немецкими, французскими и английскими корнями, свободно владела четырьмя языками. Закончила немецкую гимназию Петришуле и поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию в класс своей матери Ксении Николаевны Дорлиак, известной оперной певицы, фрейлины двора вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
В конце 1920-х семья перебралась в Москву, Нина Львовна продолжила обучение в Московской консерватории в классе своей матери (1928–1932), закончила аспирантуру в 1935, дебютировала на сцене Оперной студии при Московской консерватории в партии Сюзанны («Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта) и Мими («Богема» Дж. Пуччини), вызвав восторг известного венгерского дирижера Георга Себастьяна, который предложил ей выступить вместе с камерной программой.
В течение 1930–1940-х годов Нине Дорлиак аккомпанировали лучшие пианисты: Константин Игумнов, Александр Гольденвейзер, Мария Гринберг и Мария Юдина, она часто принимала участие в органных вечерах Александра Гедике.
Семье и блестящей музыкальной карьере до встречи с Рихтером посвящен первый раздел выставки. Здесь можно увидеть редкие архивные фотографии, программки концертов 1930–1940-х годов, первое издание оперы «Турандот» Дж. Пуччини (1926), мемориальные предметы, принадлежавшие Нине Львовне, ее живописный портрет, созданный в Тбилиси в 1943 году Кетеван Магалашвили.
В Тбилиси и произошло настоящее знакомство Нины Дорлиак и Святослава Рихтера, которое возобновилось в Москве.
Нина Львовна вспоминала молодого Рихтера: «Худенький, высокий юноша с чудной шапкой медных волос и взглядом, который поразил меня своей ясностью, открытостью…» Она признавалась, что «период совместных выступлений и подготовки к ним» был счастливейшим в ее жизни. «У Славочки всегда было свое мнение, свое определенное понимание музыки, но это было так близко мне, что я всецело разделяла его представления и никогда с ним не спорила. Наши намерения совпадали» (Н. Дорлиак).
А Рихтер, рассказывая о начале их совместного пути, добавлял, что Нина Львовна «выглядела как принцесса». И все-таки вначале он влюбился в голос незнакомки. «Она стояла на сцене с чуть наклоненной головой. Ладони ее были раскрыты, но к концу арии она скрестила их на груди. Голос звучал так, как поют ангелы. Когда я уже познакомился с Ниной Львовной, то рассказал ей о том впечатлении. Она смеялась и сказала, что выглядит так хорошо только на похоронах» (С. Рихтер).
Первый совместный концерт состоялся 25 марта 1945, и это был камерный вечер из произведений С.С. Прокофьева. «На сцене стояла уже… Мелизанда! Мы исполняли ахматовский цикл», – вспоминал Рихтер. В течение трех лет Нина Дорлиак и Святослав Рихтер дали множество концертов не только в Москве и Ленинграде, но и в других городах.
В их репертуар входили романсы М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, С.С. Прокофьева, песни М.П. Мусоргского, Ф. Листа, Ф. Шопена, К. Шимановского, а также вокальные циклы Ф. Шуберта и Р. Шумана, Г. Вольфа и И. Брамса. Жили молодые музыканты в коммуналке на Арбате, нуждались и очень много работали.
Отдельная страница в творческой биографии Нины Львовны связана с предложением Д.Д. Шостаковича исполнить цикл песен «Из еврейской народной поэзии», которое он сделал, посетив однажды дом музыкантов. Композитор не только выбрал ее в качестве первой исполнительницы, но доверил собрать ансамбль.
Премьера цикла состоялась в Ленинграде 15 января 1955 года. Рихтер мечтал исполнить партию фортепиано, но Шостакович не уступил ему место у рояля. Материалы, связанные с премьерой цикла Шостаковича также представлены на выставке, включая неизвестный карандашный портрет Нины Дорлиак работы Раисы Зелинской-Платэ, сделанный в 1955 году.
Нина Львовна рано ушла со сцены, последний концерт со Святославом Рихтером состоялся в 1961 году. После этого певица посвятила себя преподаванию; как педагог «она была великий садовник», каждый день дома у нее собиралось множество учеников. Другая часть жизни была всецело посвящена Святославу Рихтеру.
На выставке можно увидеть неизвестные фотографии зарубежных гастролей, где Нина Львовна заботливо ухаживает за Рихтером, счастливые минуты совместного отдыха, посещения концертов, а также моменты «опоэтизированного быта». Здесь и мемориальные предметы, например, чайный сервиз, привезенный из Венгрии, фотографии домашних праздников, где Нина Львовна предстает в роли радушной хозяйки.
Нина Львовна вспоминала: «Мы со Славочкой прожили вместе целых пятьдесят два года, но так и не перешли на «ты». Всегда говорили друг другу – «Вы»…». После смерти Рихтера Нина Дорлиак не прожила и года, ей просто стало нечем дышать…
Информация (на 11.03.2023):
Мемориальная квартира Святослава Рихтера.
Адрес: улица Большая Бронная, дом 2/6, квартира 58 (16-й этаж).
Ближайшие станции метро «Тверская» и «Пушкинская».
Время работы: среда, четверг, пятница, суббота – с 14:00 до 20:00, в воскресенье – с 12:00 до 18:00. Понедельник и вторник – выходные дни.
Обязательна предварительная запись перед посещением по телефонам: (495) 695-83-46, (495) 697-47-05.
Стоимость билетов: взрослые – 250 рублей, льготные категории – 150 рублей, дети до 16 лет – бесплатно.
https://pushkinmuseum.art/museum/buildings/richter/