С 15 до 31 марта 2023 года в помещения Благотворительного фонда «Предание» проходит выставка художника Григория Бархина «Посмотрите на лилии. Посвящение св. Франциску».
Подробнее о выставке – http://cultobzor.ru/2023/03/grigorij-barhin-posmotrite-na-lilii/
Анна Кузнецова. «Цветочки» Григория Бархина.
«Евангельская цитата в названии выставки – это всегда риск быть обвиненным и слева, и справа в излишнем или, напротив, недостаточном пафосе. И все же в данном случае это чрезвычайно удачное авторское название- «Посмотрите на лилии», как в том числе напоминание о житии Франциска Ассизского в трактате 14-го столетия «Цветочки».
Сам по себе экстатический и геральдический цветок, в реальности дурманящий своим резким ароматом, у Григория Бархина многократно умножен в оформлении графической серии или существует как часть инсталляции одного из последних по времени произведений «Молитва св. Франциска о городе» (смешанная техника, 2023).
Эта своего рода «Мистерия св.Франциска» разыграна художником и педагогом Бархиным со учениками в фойе небольшого театра, которое, казалось бы, не лучший вариант для выставки, в том числе и потому, что посетить ее невозможно без предварительной договоренности. Но сюжет диктует и форму подачи, даже если это намеренно не предполагалось. И в этом тоже содержится градус смирения автора, совсем по-средневековому спрятавшего свои амбиции за толщью театрального декора.
Выставка залегла в чрезвычайно узкое ложе между сакральным и профанным: делалась она как будто бы с мягкой улыбкой, что ощущается в том числе в ее сценографии, которой тоже оказался присущ авторский юмор. Который заглаживает все неровности и неправильности пластической интерпретации и обращает зрителя к первой и ключевой работе из цикла.
Она была сделана к торжественной дате 700-летия Данте Алигьери, который, если кто не помнит, был истовым почитателем и последователем св. Франциска Ассизского. По сюжету, придуманному Григорием Бархиным, Св. Франциск провожает протоиерея Александра Меня на станцию «Семхоз».
И это почти «документ», поскольку знаменитый пастырь почитал древнего итальянского святого, о чем остались многочисленные свидетельства… Этот лист по сути двойного жития «благословил» один из лучших российских арт-критиков, доктор филологии, автор значительных исследований не только об актуальном искусстве, но и философии Василия Розанова Александр Панов (Федор Ромер) незадолго до своего внезапного ухода из жизни осенью того же дантовского 2021 года…
Необходимо упомянуть, что эпоха русского модернизма, к которой принадлежал тот же Розанов, внесла огромный вклад в мировую францискиану. Лев Толстой часто цитировал святого в своих поздних Дневниках. Дм. Мережсковский совершил многостраничное путешествие в поисках тайны умбрийского отшельника.
«Без рассказа о брате Волке и о беседе с братом Львом о совершенном смирении, которые сохранились только в «Цветочках», историческая правда о Франциске была бы столь же неполна, сколько и религиозна.» , – писал в предисловии к старому изданию «Цветочков» религиозный философ и искусствовед, автор биографии М.Н. Нестерова С.Н. Дурылин.
Вслед за ними, спустя столетие Григорий Бархин почувствовал вкус к неожиданным перемещениям своего героя, и по воле, может, своей, а может, и самого Франциска, отправлял святого то в кочегарку к Виктору Цою, то на репетицию «варваров» из группы Раммштайн.
Эта монохромная серия бесконечной проповеди о «братстве» всех времен и народов могла бы стать целой книгой комиксов, если автор вдруг решится продолжить создавать подобные великолепные вымыслы в виде скромной черно-белой «миниатюры».
Св. Франциск давно вышел за пределы католического культа, он истинный патрон мировой культуры и вдохновитель тысяч живописцев, среди которых Джотто, Эль Греко и Караваджо… Среди наших современников к нему обращался Илья Кабаков в работе над сценографией оперы о Франциске композитора Оливье Мессиана.
Опыт францисканской «высочайшей бедности» изучается такими актуальными философами как соплеменник Франциска Дж.Агамбен. Практика разумного потребления, ответственного отношения к окружающей среде потребовала чтобы в 1979 г. Римская церковь провозгласила святого покровителем экологов; и францисканский Брат Волк, в какой-то момент совсем исчезнувший в Западной Европе, с тех пор периодически являет себя в горах то на Аппенинах, то в Арденнах…
Григорий Бархин не забыл о легендарном житийном Волке из Губбио, и по-братски раскрытая навстречу проповеди святого улыбающаяся пасть присутствует в одной из наиболее изобразительно выигрышных серий, представленных на выставке. Помимо хрестоматийного прирученного святым хищника, любовь к Творению Божию простирается в этой экспозиции и на всеми ненавидимых и гонимых тараканов, изображенных Бархиным с большим колористическом изяществом.
Возможно, что серия вредных насекомых под звуки настоящего сверчка, неизвестно каким образом существующего в этом загадочном пространстве, имеющем отношение к фонду «Предание», является наибольшей художественной удачей данного проекта.
Художник Григорий Бархин на нынешний момент существует вне каких-либо институциональных бонусов. Можно было бы сказать, что его труды относятся к одному из проявлений «новой искренности», но, боюсь, что это будет слишком трафаретно для столь подвижного и непосредственного автора. «Дай ему войти, это один из моих братьев», – гласят «Цветочки» святого Франциска.
Эта изобразительная работа создана в таком вот «братстве» с источником вдохновения, и представляет ценность как опыт нового российского «нон-конформизма», как эстафета преемственности от интеллектуальной мистики в советском «загоне» больших мастеров -шестидесятников в наш смятенный 2023 год от Р.Х.
Анна Кузнецова