На грани. Искусство гранения и гравировки стекла.

С 18.03.2023 до 25.08.2024 в Музее-заповеднике «Царицыно» – Хлебный дом.

В Музее-заповеднике «Царицыно» в Хлебном доме 18 открывается выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла» об истории промышленного стеклоделия в России, его развитии и бурном росте в ХХ веке. В экспозиции — более 200 предметов, многие из которых впервые покидают фондохранилище, чтобы стать частью большого выставочного проекта.

«На выставке мы представим предметы XX века, созданные в техниках гранения и гравировки — пожалуй, главных способах работы со стеклом и хрусталём, которые используют художники. Одним из участников выставки стал Гусевской хрустальный завод им. Акима Мальцова, продолжающий работать в наше время» – рассказала генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина.

У стекольного производства в России удивительная и трагическая история. Не раз оно, едва получив развитие, разрушалось. «Фактически история художественно стекла в России XX века — это история заново», — говорят кураторы выставки. Было создано управление стекольной промышленности «Главстекло», велось строительство заводов, открылся экспериментальный цех на базе Деминской зеркальной фабрики в Ленинграде под руководством скульптора Веры Мухиной.

Всё это привело к тому, что уже в 1960-е годы советские художники-стекольщики стали триумфаторами многочисленных международных конкурсов и ярмарок. Потом случился распад СССР, кризисы 1990-х и 2000-х, которые большинство производств художественного стекла просто не смогли пережить. Сейчас в России из самых дорогих стекольных производств, хрустальных, работает всего один завод — Гусевской хрустальный завод им. Акима Мальцова.

На примере развития искусства гранения и гравировки выставка «На грани» рассказывает о становлении отечественного стеклоделия с послевоенных лет и до сего дня. Музейное собрание с полнотой охватывает искусство ХХ века, но экспозиция не заканчивается распадом СССР. Благодаря произведениям Гусевского завода и работам, предоставленным самим мастерами, экспозиция знакомит с современными тенденциями в гранении и гравировке.

Но — чем гранение отличается от гравировки? Рассказывает сокуратор выставки, кандидат искусствоведения Александра Герасимова (Степина):

«Гранение работает со светом, гравировка — с тенью. Гравер затеняет прозрачность, для него стекольная масса — фон, на который он помещает свое произведение. Гранение выявляет блеск и игру света внутри стеклянной массы. И еще гранение — это всегда сотворчество технолога и художника, потому что без точно подобранного химического состава шихты, красителей невозможно создать ни «алмазную грань», ни «русский камень» — орнаменты, ставшие отличительной особенностью русских, а позднее советских художников по стеклу».

Каждый зал выставки «На грани» — это истории производств и биографии художников. В первой части выставки, что посвящена гравировке — работы художников так называемых «московской» и «ленинградской» школ.

В другой половине выставки, рассказывающей о гранении, залы посвящены главным производственным центрам, которые со временем стали и центрами искусства. В этом же разделе — произведения современных авторов, работающих с Гусевским хрустальным заводом прямо сейчас.

Экспонировать стекло — задача повышенной сложности. Архитектор выставки Майя Фролова придумала радиусные витрины со скругленными углами и многоточечную подсветку для каждого предмета.

«Всё решила первая встреча с кураторами, которая происходила в фондохранилище. В таких местах всегда мало света, и чтобы рассмотреть предметы, мне приходилось подсвечивать каждый фонариком. И сразу стало понятно, что главная роль на выставке будет у света» – рассказывает Майя Фролова.

Разрабатывая для каждого предмета индивидуальную подсветку, архитектор и художники по свету учитывали цвет, толщину, многослойность и состав стекла. Впервые при создании выставочного пространства использовались так много разных световых приборов — от гибкого неона и лайтбоксов до линейных светильников и спотов. Но в результате свет в экспозиции излучают будто сами экспонаты.

В коллекции «Царицына» — более четырех тысяч предметов из стекла, созданных на Ленинградском, Дятьковском, Гусевском и Борисовском и других заводах. В 2022 году музей-заповедник выпустил первую часть сочинения «Художественное стекло ХХ – начала XXI века», ставшего продолжением многотомного генерального каталога «Царицына». В книге опубликованы 454 работы 82 авторов советской школы стекла. Вторая часть выйдет в 2023 году.

 

 

Информация (на 28.02.2023):

Государственный музей-заповедник «Царицыно» – Хлебный дом.

Адрес: улица Дольская, дом 1.

Проезд до станции метро «Царицыно» или «Орехово».

Музей открыт: вторник – пятница с 11:00 до 18:00, суббота с 11:00 до 20:00, воскресенье с 11:00 до 19:00, понедельник – выходной день.

Подробная информация о стоимости билетов — https://tsaritsyno-museum.ru/the_museum/tickets/

 

Смотреть еще

Стекло и керамика в пейзаже + металл, текстиль. ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове.

Стекло и керамика в пейзаже + металл, текстиль.

С 07.06 по 09.06.2024 в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове, Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *