С 24.12.2022 до 23.04.2023 в Государственном Эрмитаже.
В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге открывается двадцать первая выставка из цикла «Поднесение к Рождеству» ‒ «Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы на рубеже XIX‒XX веков».
Экспозиция организована Государственным Эрмитажем при участии АО «Императорский фарфоровый завод». Выставка посвящена истории формирования коллекции музея Императорских фарфорового и стеклянного заводов на рубеже XIX‒XX веков. В ее составе более 140 удивительных по красоте и элегантности произведений, представляющих вместе «образцовую» музейную коллекцию предметов эпохи модерна, исполненных российскими и западноевропейскими мастерами. Большинство произведений экспонируются и публикуются впервые.
«Стиль модерн, прошедший через эстетическое сито императорских заводов, приобрел особую элегантность и торжественность, и еще ‒ Петербургский оттенок. Много поводов для любования и размышления», ‒ говорит Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
Новации в керамике и стекле, которые привнес в начале XX века быстро ставший интернациональным стиль модерн, не могли не затронуть Императорский фарфоровый завод. Он одним из первых в России стал покупать в свою «образцовую» коллекцию новые и оригинальные в техническом и художественном отношении вещи западноевропейского производства.
Это были изделия, выпускаемые как крупными мануфактурами, так небольшими артистическими ателье ‒ новые образцы в широком смысле – стиля, формообразования, разнообразных техник декорирования, подчеркивающих природу материала.
Они являлись для российских мастеров отправными точками для собственных поисков и вдохновляли к созданию произведений, обладавших при этом своим особым художественным почерком. В эти годы заводской музей пополнялся как экспонатами иностранного производства, так и современными изделиями Императорских заводов.
Представленные на выставке произведения Императорских фарфорового и стеклянного заводов демонстрируют основные направления в декорировании фарфора. Во всем многообразии представлены работы, отражающие эксперименты с цветными потечными и кристаллическими глазурями, техниками пат-сюр-пат и транслюсид; вазы, украшенные в технике подглазурной росписи, а также скульптура .
Подглазурная живопись на фарфоре почти на два десятилетия стала важнейшей на заводском производстве. Авторские изделия лучших художников предприятия – Григория Зимина, Евы Кордес, Марты Рафаэль, Андрея Лапшина, Анны Зонне, Эдмунда Сулиман-Грудзинского, Веры Кленовской посвящены образам природы, как основной теме росписи фарфоровых изделий.
Для императорских ваз в стиле модерн свойственен реалистический подход в изображении природы, плавная глубина композиционных планов, мягкость линий и красок (Вазы: «Нива», «У моря», «Рожь созрела», «Ваза с изображением зимнего пейзажа»).
Модерн по праву «заслужил» репутацию самого «ботанического стиля». В цветочных композициях активную роль играла стилизация рисунка и линии. Флоральные мотивы отличаются большим разнообразием, часто изображались орхидеи, пассифлоры, тюльпаны, анемоны, мимозы, лилии, полевые цветы и травы, ветки кустарников и деревьев. (Вазы: «Бугенвиллея»; «Глицинии»; Ваза с изображением цветущей ветки).
Особое место на экспозиции занимают уникальные вазы из белого, цветного и многослойного хрусталя, исполненные на рубеже XIX‒XX веков на Императорских заводах. В 1890 году две Императорские мануфактуры – фарфоровая и стеклянная – были объединены в одно предприятие. С этого времени большое внимание уделялось рецептуре хрустальной массы, технологиям резьбы и шлифовки, а также работе с многослойным хрусталем – «стеклом в стиле Галле» для создания уникальных изделий.
Резчики Императорских заводов создавали исключительные по мастерству и чувству стиля произведения, в которых особенно ярко проявился собственный характер, присущий русскому императорскому стеклу времени модерна. На экспозиции можно увидеть: Вазу со спиральными полосами и листьями; Вазу из разноцветного хрусталя; хрустальные Вазы: «Листья нимфеи», «Папоротник», «Ивы», «Настурции» и другие. Обращает на себя внимание показанная впервые Ваза в технике миллефиори (1892), серебряное основание для неё было изготовлено ювелирной фирмой «Фаберже».
Среди представленных произведений западноевропейских мастеров ‒ уникальные авторские работы художников датской Копенгагенской королевской фарфоровой мануфактуры: Блюдо «Ветряная мельница при свете луны»; Тарелка с изображением молодого воробья под цветущим кустом; Блюдо с изображением русалки в волнах («Русалка и волны в рельефе»); Блюдо «Пейзаж с тополями»; Ваза «Лисицы фенеки в сумерках» и другие, вазы с цветными и кристаллическими глазурями Берлинского королевского завода, а также пейзажные пласты ведущего художника этого предприятия Теодора Шмуц-Баудисса: Пласт с изображением пейзажа с группой высоких деревьев; Пласт с изображением заснеженного пейзажа и другие.
В витринах демонстрируется анималистическая пластика, исполненная на Мейсенской фарфоровой мануфактуре (Мейсен, Германия) и Нимфенбургской королевской фарфоровой мануфактуре (Мюнхен, Германия).
На выставке можно увидеть изделия французских, английских и американских керамистов, уникальные стеклянные вазы Эрнеста Левейе (Ваза с изображением цикламенов); Эмиля Галле (Ваза «Роза Франции», Ваза с изображением фиалок; Ваза с изображением лесных орхидей) и братьев Дом (Ваза с изображением головы девушки на фоне звездного неба).
Важный раздел экспозиции ‒ графические эскизы форм и декоров, исполненные художниками-рисовальщиками и мастерами Императорских заводов, а также проекты изделий для производства, участвовавшие в конкурсах, проводившихся под покровительством императрицы Александры Федоровны.
Традиционно в выставке принимают участие работы современных мастеров Императорского фарфорового завода, обращающихся в своем творчестве к наследию времени Ар нуво.
К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог «Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы на рубеже XIX‒XX веков» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2022). Выставка подготовлена Отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа (Заведующая Анна Владимировна Иванова).
Автор концепции, куратор выставки и составитель каталога: Ольга Борисовна Баранова, старший научный сотрудник Отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа.
Информация (на 21.12.2022):
Государственный Эрмитаж — Главный музейный комплекс, Западина Восточной галереи Зимнего дворца (Зал № 152).
Адрес: город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 30-38.
Ближайшие станции метро «Адмиралтейская» и «Невский проспект».
Время работы:
Главный музейный комплекс – вторник, четверг, суббота и воскресенье с 10:30 до 18:00, в среду и пятницу с 10:30 до 21:00. Понедельник – выходной день.
Стоимость билетов — https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/tickets