Скульптор Шадр. К 135-летию со дня рождения.

С 11.11.2022 до 19.03.2023 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу – Новая Третьяковка.

К 135-летию со дня рождения Ивана Дмитриевича Шадра Третьяковская галерея подготовила выставку произведений выдающегося советского скульптора, творческое наследие которого по значению для русского искусства сопоставимо с работами ведущих мастеров пластики ХХ века. Он является автором произведений, ставших знаковыми для советской эпохи.

Крупнейшая за последние 60 лет монографическая выставка Шадра продемонстрирует высокое пластическое мастерство скульптора, а также разнообразие жанров и тем его творчества. Скульптор предстанет как автор лирических надгробных монументов, проектов, поражающих своим размахом монументов и статуй. Будет широко представлено графическое наследие мастера, часть рисунков зрители увидят впервые.

Иван Дмитриевич Шадр (1887–1941) — классик советской скульптуры, многие произведения которого получили широкую известность. Шадр не сразу осознал, что его главное жизненное призвание — скульптура. Имея незаурядные вокальные, актерские и художественные способности, он обучался пению на Высших драматических курсах Санкт-Петербургского театрального училища, а также занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Но любовь к скульптуре решила творческую судьбу мастера.

Настоящая выставка посвящена 135-летию со дня рождения Шадра и знакомит с основными направлениями его творчества. В экспозиции представлены произведения скульптуры и графики из собрания Третьяковской галереи. Герои Шадра — рабочие, крестьяне, революционеры, воины, вдохновленные идеей построения светлого будущего. Много и плодотворно он работал в области монументальной и монументально-декоративной скульптуры.

Наряду с Н. А. Андреевым и С. Д. Меркуровым, Шадр стоял у истоков возникновения советской ленинианы, создав несколько статуй и памятников В. И. Ленину, лучшим среди которых стал монумент на ЗемоАвчальской ГЭС в Грузии (демонтирован в 1991 году). Шадр – автор статуи «Сезонник» в Лермонтовском сквере и памятника А. М. Горькому на площади Белорусского вокзала в Москве, который после смерти скульптора был завершен В. И. Мухиной.

В станковой скульптуре, рассчитанной на закрытое пространство, на интерьер общественного здания, Шадр тяготел к крупной монументальной форме. Известность ему принесли исполненные для воспроизведения на первых советских денежных знаках скульптуры «Рабочий», «Красноармеец», «Крестьянин», «Сеятель».

Статуя «Булыжник — оружие пролетариата» пользовалась огромным успехом на выставке 1928 года к 10‑летию Октябрьской революции. При этом Шадр не переставал мечтать о создании монументов среди горных ландшафтов, в морях и на просторах Северного Ледовитого океана. Эти замыслы так и не были реализованы, но остались выразительные динамичные эскизы памятников челюскинцам, героям освоения стратосферы, В. П. Чкалову.

В отдельном разделе собраны на выставке графические эскизы к неосуществленным памятникам А. С. Пушкину и А. И. Желябову для Ленинграда, М. Ю. Лермонтову для Москвы, А. М. Горькому для города Горького (ныне Нижний Новгород).

Графика была для Шадра творческой лабораторией, где порой в многочисленных вариантах разрабатывались композиции скульптур и проекты памятников, многие из которых так и остались «жить» только на бумаге. Многочисленные эскизы неосуществленных памятников раскрывают широту не знающей границ творческой фантазии мастера.

Одним из ранних нереализованных проектов стал «Памятник мировому страданию», замысел которого он вынашивал с юности и пытался осуществить в последующие годы. Шадр задумал его как окруженный гигантскими плитами двор с «Озером слез» в центре, замыкающийся пирамидой со «ступенями страданий» и «Воротами Вечности» у входа. Представленный в экспозиции карандашный набросок памятника уникален, так как это единственный сохранившийся эскиз, свидетельствующий о грандиозности замысла.

В 1930е годы Шадр создал большое число проектов надгробных памятников. Некоторые из них были установлены на Новодевичьем кладбище в Москве. В этих проектах, прежде всего, в женских образах, ярко раскрылась лирическая сторона дарования мастера. Значительно меньше скульптора привлекал портретный жанр, но ряд бюстов, экспонируемых на выставке, дают представление и об этой стороне его творчества. Как правило, исполненные с натуры, они отличаются живостью и убедительностью характеристик.

Романтик и мечтатель, Иван Дмитриевич Шадр нашел свой неповторимый путь в искусстве, оставив потомкам обширное художественное наследие. В созданных мастером ярких выразительных образах отражен дух революционной эпохи, героизм и труд его современников.

 

 

Информация (на 11.11.2022):

Государственная Третьяковская Галерея, здание на Крымском Валу – Новая Третьяковка — Зал 82.

Адрес: улица Крымский Вал, дом 10.

Ближайшие станции метро «Октябрьская» и «Парк Культуры»

Режим работы: вторник, среда – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу, субботу и воскресенье – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Подробнее о порядке посещения галереи и стоимость билетов — https://www.tretyakovgallery.ru/for-visitors/museums/novaya-tretyakovka/

 

Смотреть еще

Природа предмета. Современный дизайн и традиции. Государственная Третьяковская Галерея, здание на Крымском Валу – Новая Третьяковка — Западное крыло.

Природа предмета. Современный дизайн и традиции.

С 02.07 до 30.09.2024 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу – Новая Третьяковка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *