С 12.07 до 18.08.2022 в Томском областном художественном музее.
В Томском областном художественном музее открывается персональная выставка Аркадия Чернышева, приуроченная к 70-летию со дня рождения томского живописца.
В июле 2003 года Аркадию Григорьевичу Чернышеву (1952-2003) исполнился бы только пятьдесят один год. Но его не стало за две недели до дня рождения. Он ушел быстро и не прощаясь, в пятьдесят… В таком же возрасте ушли его лучшие друзья – томские живописцы Геннадий Власов и Олег Шабунин. Даже думать о персональной выставке он никогда не хотел.
Считал, что еще не написаны главные картины в его жизни, по которым его будут помнить или иногда вспоминать… Только один холст, «Оттепель», Аркадий считал удавшимся. Эту работу высоко оценили сразу два сибирских патриарха живописи, почитаемые Чернышевым: Андрей Геннадьевич Поздеев, с которым он был знаком еще с начала 1970-х по Красноярску, и иркутянин Андрей Филиппович Рубцов.
Колористический дар и самобытность мироощущения сделали работы Аркадия Чернышева заметным событием в искусстве не только Томска, но и Сибири. Он писал свой мир, наполненный цветными снегами, мистическими закатами, сияющими лунными ночами, пульсирующим светом, цветами, которые он радостно дарил. Любил сумеречное состояние сибирской природы, веря, как язычник, что сумерки – это расщелина миров.
Аркадий Чернышев был художником-романтиком, наделенным артистическим восприятием жизни. Он живописал потому, что иначе не представлял своё существование и своё предназначение. По воспоминаниям Аркадия, он стал художником в одно мгновение, когда впервые увидел «Золотую осень» Левитана.
С тех, еще детских лет, каждый особенный миг, увиденный его чутким глазом, превращался в живописное событие, становился той эмоциональной правдой, что сближала его с мастерами вневременного пейзажа С. Жуковским, С. Виноградовым и А. Рыловым. Ему был дорог уходящий мир русской усадьбы-дачи с размеренным и устоявшимся бытом, пирогами и семейными праздниками, особой художнической свободой.
Эмоциональное восприятие у Чернышева сродни переливающейся радуге, и вместе с тем его привлекали сумеречные глубины живописи с живыми тенями и переливами света. Он интуитивно и безошибочно ощущал поэзию и силу живописи. В его холстах цвет вспыхивает, загорается, сильный и яркий, глубокий и чистый, и медленно угасает. Линия, словно пробующая «зацепиться» в своем движении в пространстве, исчезает в потоке цветосвета.
Живопись Чернышева – это уникальный пример верности самому себе и русской колористической школе живописи. Он не делал чуть возникшую эмоцию пластическим событием. Его картины рождались редко с любовью как дети, и их немного. Только в последние два года жизни Аркадий задумал и начал сразу несколько больших и красивых, как он сам, холстов. Начинался новый этап поисков и сомнений, удач и потерь…
Борис Пастернак писал когда-то: «Со мной, с моей свечою вровень миры расцветшие висят». В залах художественного музея висят картины-миры Чернышева, открывая таинственную связь поэзии с изобразительной эмоцией художника. Работы Аркадия Чернышева будут жить уже без него, излучая тепло и добрую энергию цвета и света. Как хорошие стихи, их будут помнить.
Татьяна Микуцкая.
Информация (на 12.07.2022):
Томский областной художественный музей.
Адрес: город Томск, переулок Нахановича, дом 3.
Время работы: вторник – воскресенье с 10:00 до 18:00, понедельник – выходной день.
Подробнее о стоимости билетов и порядке посещение музея:
Телефон: +7 (382) 251-41-06