Воскресенье , 28 апреля 2024

Основные элементы.

С 28.06.2022 до 12.03.2024 в Музее-заповеднике «Царицыно» — Хлебный дом.

В Музее-заповеднике «Царицыно» открывается выставка «Основные элементы», посвященную уникальной 20-летней эпохе в истории советского авторского декоративного искусства и его роли в художественном процессе.

«Наш музей обладает редчайшей коллекцией авторского декоративного искусства 1960–1980-х годов, наследованной нами у Музея декоративно-прикладного искусства народов СССР, — говорит генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина.

В новой музейной экспозиции мы показываем около 400 произведений из керамики, фарфора, стекла, металла и текстиля — работы талантливых художников, принадлежавших московской и ленинградской школам, работавших в центральной России, Прибалтике, Белоруссии, Украине, Армении, Грузии и Казахстане».

Фоторепортаж Cultobzor.ru:

 

Советское декоративное искусство в послевоенные годы находилось на особом положении. Художники-прикладники не испытывали идеологического давления и пользовались многими благами, которые предлагало государство с бесплатными мастерскими, производством и государственными заказами. В те же годы декоративное искусство впервые прямо заявило о своей автономии и равнозначности живописи, графике и скульптуре.

Художники-прикладники доказывали свое право на самовыражение и эксперименты, об успехе которых свидетельствуют призы на международных выставках художественной керамики в Валлорисе (Франция) и в Фаэнце (Италия), текстильного искусства в Лозанне (Швейцария) и Лодзи (Польша), авторского ювелирного искусства в Яблонце-над-Нисой (Чехословакия).

«… На кухне вымыты тарелки. Никто не помнит ничего» — стихотворение Бориса Пастернака, которое я обожаю, написано совсем по другому поводу, но применимо и к нашей сегодняшней жизни, — объясняет куратор выставки, заместитель генерального директора музея-заповедника «Царицыно» по научной и экспозиционно-выставочной деятельности Ольга Докучаева.

За прошедшие с момента коллапса СССР тридцать лет многое растворилось, и пришло время заново обо всем рассказывать. Выставка не подразумевает системного анализа огромного пласта истории искусства. Это авторский и очень личный проект, главную задачу которого я видела в том, чтобы показать художественный предмет и помочь начать с ним коммуницировать».

Выставка занимает десять залов, девять из которых посвящены «вечным темам», образам и средствам выразительности, которыми пользуются художники. Это и есть «основные элементы». В залах выставки собраны работы, посвященные природным стихиям и живой материи, дню и ночи, свету и цвету, движению и статике.

В зале «Земля» много керамики, выполненной из шамотной массы, популярной среди керамистов второй половины XX века. Материал этот требовал особых условий для обжига — около 1300 градусов по Цельсию! — что стало возможным благодаря открытому для художников доступу к новейшему оборудованию.

В зале «Огонь» акцент сделан на работах художников-стекольщиков. К эталонным образцам принадлежат композиции Виктора Шевченко «Метаморфозы» и «Слово о полку Игореве» — яркий пример перехода на язык метафор, очень распространенный в декоративном искусстве вьлолй половины XX века.

Залы «Воздух» и «Вода» наполнены гобеленами, композициями из стекла и керамикой. В разделе «Движение» много произведений, посвященных спорту — например, гобелен «Велотур» Маллы Томберг и хрустальные призы «Штангистам» Адольфа Курилова. Зал «Живая материя» отдан работам с анималистическими и ботаническими мотивами, а раздел «Свет и цвет» — абстрактным предметам из тончайшего фарфора и цветного и бесцветного стекла.

«На выставке не будет клишированных представлений о полузабытой, хотя еще и совсем недавней эпохе, — добавляет Ольга Докучаева. — Не будет заезженных штампов о идеологизированности, плакатности, пресловутой ангажированности искусства советской эпохи, «лобовой» привязки к советским реалиям. Вместо них — рассказ о том, каким было авторское декоративное искусство второй половины XX века, почему именно тогда оно переживало небывалый подъем и какие великолепные и совершенные произведения были тогда созданы».

Во время работы выставки в экспозиции будут работать арт-медиаторы, которые станут своеобразными проводниками для посетителей выставки. Их задача будет состоять в том, что найти личный фокус восприятия отдельных произведений и всей экспозиции в целом. А связь с ушедшей эпохой помогут восстановить люди старшего поколения — наши «серебряные волонтеры», для которых предусмотрена специальная творческая программа.

 

 

Информация (на 21.06.2022):

Государственный музей-заповедник «Царицыно» – Хлебный дом.

Адрес: улица Дольская, дом 1.

Проезд до станции метро «Царицыно» или «Орехово».

Музей открыт: вторник – пятница с 11:00 до 18:00, суббота с 11:00 до 20:00, воскресенье с 11:00 до 19:00, понедельник – выходной день.

Подробная информация о стоимости билетов — https://tsaritsyno-museum.ru/the_museum/tickets/

 

Смотреть еще

Выставка Гжель Школа творчества Татьяна Федоровская и ученики Музей декоративного искусства

Гжель. Школа творчества. Татьяна Федоровская и ученики.

С 15.12.2023 до 28.01.2024 в Всероссийском музее декоративного искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *