С 29.12.2021 до 29.05.2022 в Курской картинной галереи имени А.А. Дейнеки.
Выставка «Княгиня» соединяет экспонаты Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим» (Истра, Московская область) и Курской государственной картинной галереи им. А. А. Дейнеки, некогда находившиеся в одном собрании во дворце князей Барятинских «Марьино».
Привезенный из Нового Иерусалима «Портрет княгини Марии Фёдоровны Барятинской с дочерью Ольгой» работы французского живописца Робера Лефевра (1755—1830) заслуживает внимания как образец парадного портрета первой четверти XIX века. Портретист и исторический живописец Р. Лефевр оставил немалое живописное наследие. Он писал официальные портреты Наполеона, Людовика XVIII и Карла X, сумев сохранить звание придворного живописца при Консульстве генерала Бонапарта и при Реставрации Бурбонов. В многочисленных заказных портретах европейской знати Лефевр сочетал комплиментарное портретное сходство с прозаической точностью в изображении регалий и костюма.
Мария Барятинская – в девичестве Мария Вильгельмина Луиза фон Келлер (1792—1858) была дочерью прусского дипломата графа Доротея Людвига Кристофора фон Келлера и Амалии Луизы Сайн Виттгенштейн (сестры российского фельдмаршала П. Х. Сайн Виттгенштейна). В 1813 году она стала женой русского посланника при баварском дворе князя Ивана Ивановича Барятинского (1772—1825). Выйдя в отставку, князь озаботился строительством подобающей резиденции для растущей семьи.
Пока в селе Ивановском строился дворец (в честь княгини названный «Марьиным»), Барятинские путешествовали по Европе. Пятилетние переезды имели и практическую цель: снабдить усадебный дом необходимым и наилучшим из возможного. В Германии приобретались книги и механизмы, в Италии – мраморы и картины, во Франции – шелка для обивки стен, ковры, произведения искусства.
Портрет М. Ф. Барятинской был выполнен в Париже в 1817 году по заказу князя. Примечательно, что княгиня в портрете одета в «русское платье», фасон которого стилизован в согласии с модой во второго десятилетия XIX века. Программа портрета, в котором модель позирует в расшитом золотом бархатном сарафане и кокошнике с фатой, как кажется, могла принадлежать самому заказчику, для которого манифестация русской идеи была важна.
Портрет М.Ф. Барятинской на выставке дополняют экспонаты, имеющие прямое отношение к дворцу в Ивановском. На протяжении всего XIX века в «Марьино» князей Барятинских сформировалась крупная художественная коллекция: картины, гравюры, статуи и драгоценные антики. В 1918 году большая часть собрания была увезена в Москву и вскоре разошлась по музеям, столичным и провинциальным.
Три гризайли с амурами и путти – это всё, что осталось от декоративной живописи, украшавшей потолки и стены марьинского дворца в первые десятилетия его существования. Обширный цикл выполнен между 1821—1823 А. О Бруни с помощниками. Две картины итальянской школы – «Святое Семейство» и «Встреча Марии с Елизаветой» – при жизни Марии Фёдоровны находились в её петербургском доме и позднее были перевезены в курский дворец.
Мария Фёдоровна Барятинская не скрыта в тени своих знаменитых родственников. Рано овдовев, она взяла на себя управление имениями и воспитание семерых детей. В зрелые годы княгиня была известна своим благочестием и благотворительной деятельностью. В Петербурге она на собственные средства учреждала приюты для вдов и сирот, содержала женские учебные заведения.
Информация (на 29.12.2021):
Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки – Выставочный зал.
Адрес: город Курск, улица Радищева, дом 85.
Время работы: вторник – воскресенье с 09:00 до 17:30, понедельник – выходной день.
Подробнее о порядке посещения галереи и стоимости билетов:
Телефон: + 7 (4712) 58-55-91.