Вторник , Январь 18 2022
Главная / TOP-10 / Другие пространства. Мастерские художников в объективе Георгия Кизевальтера.

Другие пространства. Мастерские художников в объективе Георгия Кизевальтера.

С 09.12.2021 до 06.02.2022 в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА».

В Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» открывается выставка «Другие пространства. Мастерские художников в объективе Георгия Кизевальтера», посвящённая неофициальной художественной жизни Москвы 1980-х годов.

В экспозицию войдут сделанные Георгием Кизевальтером фотографии мастерских художников-нонконформистов позднесоветского времени, а также работы самих мастеров, созданные в тот период. Выставка объединила как ранее незнакомые, так и хорошо известные публике произведения из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных, коллекций Музея МАНИ, Михаила Алшибая, Елены Куприной-Ляхович и Максима Ляховича, Георгия Кизевальтера.

Сегодня имена представителей художественного андерграунда советской эпохи прочно вошли в историю отечественного и зарубежного искусства. Произведения Ильи Кабакова, Никиты Алексеева, Эрика Булатова, Франциско Инфанте и многих других в наши дни широко известны не только специалистам, но и всем ценителям современного искусства. Однако мы не всегда помним, что работы художника создаются не в пустоте, а в пространстве мастерской, которая является неотъемлемой частью не только творческого процесса, но и личности её хозяина.

В середине 60-х годов прошлого века французский философ Мишель Фуко ввёл в обиход понятие «гетеротопии» как некоего иного по отношению к окружающему миру культурного пространства, которое в чём-то является отражением внешней среды, но, одновременно противоречит ей и преобразует её. Это «мир внутри мира» с собственной микросредой и особыми отношениями между его обитателями.

Мастерские советских неофициальных художников вполне можно представить в виде подобных гетеротопий, где, по меткому выражению искусствоведа и куратора Андрея Ерофеева, в пространстве «комнатной матрицы» рождались новые художественные и культурные смыслы, внесшие впоследствии немаловажную лепту в крушение советской идеологии и появление нового типа отечественной культуры. Именно поэтому главным героем выставки стала мастерская.

На снимках Георгия Кизевальтера запечатлены интерьеры помещений, моменты творческого процесса и уже готовые работы, разлетевшиеся сегодня по коллекциям всего мира, вернисажи подпольных выставок и просто дружеские посиделки, одним словом, все те мелкие детали, которые позволяют зрителю окунуться в эпоху, почувствовать её атмосферу и вкус. Фотоэкспозицию органично дополняют произведения, созданные художниками в этих мастерских.

«Отправляясь по вечерам в чью-нибудь мастерскую в советские годы, я всегда был полон предвкушением новых впечатлений, неожиданных знакомств и поразительных работ художников, о которых я был уже наслышан в среде своих друзей, но по легко объяснимым причинам не имел никогда возможности видеть их творчество в публичном пространстве.

Это было странное, по некоторым признакам почти шизофреническое время, характеризовавшееся раздвоенностью сознания и обозначенное впоследствии в истории как время застоя, где во «внешнем», «правильном», мире царила серость, скука и казёнщина, а в мире «внутреннем» — и в данном случае мы говорим не о душевном мире, а о закрытых от посторонних глаз интерьерах необычных квартир, частных «салонов» и мастерских, – можно было обнаружить ошеломляющие проявления неортодоксального духа и свободной мысли, находившихся в полном противоречии с жизнью «снаружи», – рассказывает Георгий Кизевальтер.

Мастерскую художника, пропитанную его творческой энергией, необходимо рассматривать как одно из его произведений, обращая внимание, в том числе, и на окружающий контекст. Для мастерской таким контекстом, безусловно, является её топография. Поэтому фотографии на выставке дополнены сведениями об истории и культурных особенностях округа, района улицы и дома, где были расположены мастерские.

Это позволяет зрителю совершить своего рода путешествие по давно исчезнувшим гетеротопиям большого города, пространства которых в итоге выплеснулись за окружавшие их рамки и стали значимой частью нашей современности.

Куратор: Елена Куприна-Ляхович.

 

 

Информация (на 05.12.2021):

Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»

Адрес: улица Кузнецкий мост 21-5, подъезд 8 (вход со стороны улицы Большая Лубянка).

Ближайшие станции метро – «Лубянка» и «Кузнецкий Мост».

Время работы: со вторника по воскресенье с 11:00 до 20:00, понедельник – выходной день.

http://www.ekaterina-fondation.ru/

 

Check Also

Выставка Александр Зуев Кронштадт Город с железным характером Музей истории Кронштадта

Александр Зуев. Кронштадт. Город с железным характером.

С 28.01 до 28.02.2022 в Музее истории Кронштадта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *