С 19.11.2021 до 06.03.2022 в Мемориальной квартире Святослава Рихтера.
ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Сергей Прокофьев – Святослав Рихтер. Короткие встречи» в Мемориальной квартире Святослава Рихтера, приуроченную к 130-летию со дня рождения Сергея Прокофьева.
Проект рассказывает о встречах Святослава Рихтера с композитором, а также с его творчеством. На выставке представлены произведения изобразительного искусства и архивные материалы из собраний Государственной Третьяковской галереи, музеев Большого, Мариинского и Михайловского театров, Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Российского национального музея музыки, Российского государственного архива литературы и искусства, Красногорского архива кинофотодокументов, а также из фондов ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Сергей Прокофьев – один из классиков советской музыки, вернувшийся на родину в середине 1930-х годов, но так и не ставший «своим». Святослав Рихтер оказался в числе первых и лучших интерпретаторов прокофьевского гения, открыв в его музыке «новую красоту», полярность образов и стихию неукротимого движения. В свою очередь, сочинения Прокофьева помогли молодому музыканту, воспитанному на немецкой и русской классике, почувствовать вкус к современной музыке, освоить непростой язык XX века.
Выставка состоит из нескольких разделов, посвященных ключевым событиям в биографиях музыкантов, когда их пути пересекались, начиная с первого турне Прокофьева по России в 1927 году и заканчивая последними московскими концертами 1950-х.
Открывают экспозицию материалы, посвященные премьерам оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» (1926–1927), гастролям композитора, а также детству Рихтера, прошедшему в Одессе, когда он впервые увидел молодого Прокофьева, словно сошедшего с футуристической «обложки “Трех апельсинов”, – не то фокусник, не то персонаж из Гофмана».
Следующая веха – время учебы Рихтера в Московской консерватории в классе Генриха Нейгауза, встречи с Прокофьевым в доме на улице Чкалова, а главное, первые публичные выступления с фортепианной сонатой № 6 (ор. 82) и фортепианным концертом № 5 (ор. 55) под управлением автора (1937–1940). С этими знаменательными для Рихтера событиями совпадают легендарные постановки балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» в Ленинграде и оперы «Семён Котко» в Москве.
Рихтер вспоминал: «В тот вечер, когда я впервые услышал «Семёна Котко», я понял, что Прокофьев – великий композитор». На выставке можно увидеть эскизы Петра Вильямса к первой постановке балета «Ромео и Джульетта» (ГАТОБ им. С.М. Кирова, январь 1940) и эскизы Александра Тышлера к премьере оперы «Семён Котко» (Музыкальный театр им. К.С. Станиславского, июнь 1940).
Центральный раздел выставки посвящен военному времени, когда гений Прокофьева достиг «олимпийских высот». Именно в это время была написана триада фортепианных сонат, шедевры камерно-инструментальной музыки, Пятая симфония, балет «Золушка», создан совместно с Сергеем Эйзенштейном фильм «Иван Грозный» и, наконец, монументальное полотно – опера «Война и мир».
Рихтер был не только свидетелем триумфов композитора, но и их непосредственным участником. В годы военного лихолетья росла слава пианиста, победившего в 1945 году на Всесоюзном конкурсе молодых исполнителей. На выставке показаны редкие архивные фотографии и рукописи, впервые можно увидеть эскизы Владимира Дмитриева и Теодоры Шорр к ленинградской премьере оперы «Война и мир» (МАЛЕГОТ, 1946), а также эскизы декораций Бориса Эрдмана к балету «Золушка» (ГАТОБ им. С.М. Кирова, 1946). Отдельную витрину занимают гениальные рисунки Сергея Эйзенштейна к фильму «Иван Грозный».
С 1946 года для Прокофьева «началось последнее действие его жизни… Может быть, самое высокое… но последнее». Этот светлый и одновременно печальный финал связан с пребыванием Прокофьева на даче на Николиной Горе, куда Рихтер приезжал к нему один и с Мстиславом Ростроповичем, где получил в подарок от композитора рукопись Девятой сонаты, впервые отмечал с автором его день рождения в компании верных друзей.
Годы близкого общения были омрачены развернувшейся компанией по борьбе с формализмом и тяжелой болезнью Прокофьева, который в апреле 1952 года в последний раз слушал Рихтера, исполнявшего его сочинения в Московской консерватории. Композитор успел благословить любимого пианиста, поручив ему дирижировать премьерой Концертино для виолончели с оркестром, в котором солировал Мстислав Ростропович (Москва,18 февраля 1952). О смерти Прокофьева Рихтер узнал на гастролях в Тбилиси.
На выставке представлены карандашный автограф Девятой сонаты для фортепиано, мемориальные вещи, письма и телеграммы, редкие пластинки и нотные издания, портреты Рихтера и Прокофьева, выполненные в разные годы Глебом Дерюжинским, Робертом Фальком, Анной Трояновской, Зинаидой Серебряковой, Петром Кончаловским, а также дружеские шаржи Кукрыниксов.
Специально к открытию подготовлены три мультимедийных фильма, основанные на редких архивных материалах; они дополняют содержание выставки и воссоздают атмосферу 1920–1950-х годов.
Куратор: Юлия Де-Клерк, заведующая отделом музыкальной культуры ГМИИ им. А.С. Пушкина
изображения не найдены
Информация (на 17.11.2021):
Мемориальная квартира Святослава Рихтера.
Адрес: улица Большая Бронная, дом 2/6, квартира 58 (16-й этаж).
Ближайшие станции метро «Тверская» и «Пушкинская».
Время работы: среда, четверг, пятница, суббота – с 14:00 до 20:00, в воскресенье – с 12:00 до 18:00. Понедельник и вторник – выходные дни.
Обязательна предварительная запись перед посещением по телефонам: (495) 695-83-46, (495) 697-47-05.
Информация о стоимости билетов — https://pushkinmuseum.art/visitors/tickets/
Посещение музея возможно только при предъявлении QR-кода, а также документа, удостоверяющего личность.