Ноябрь – декабрь 2020 Галерея East Meets West Gallery в Галерее Нико.
В ноябре – декабре 2020 East Meets West Gallery в содружестве с Галереей Нико представляет тематический арт-проект, посвященный Армении и Нагорному Карабаху под названием «Армения между небом и землей». Это уже вторая часть давно задуманного проекта, представленного в мае 2019 года во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства с названием «Зов древней Армении».
В связи с ограничительными мерами, принятыми в связи с пандемией, о возможности увидеть экспозицию в рамках других культурных мероприятий Галереи Нико вы можете узнать по телефонам: +7 (985) 998 97 95 и +7 (499) 253 86 07
Сайт Галереи Нико – https://www.nikoartgallery.com/
В основе представленной экспозиции лежат эмоциональные переживания, впечатления и воспоминания людей, так или иначе связанных кровными связями с Арменией и Нагорным Карабахом. В ней использованы материалы экспедиции куратора Татьяны Палеевой-Чилингарян в Нагорный Карабах и Армению в 2013 году.
В настоящей выставке особое место уделено классику искусства XX века Николаю Багратовичу Никогосяну, так как 2 декабря 2020 года мы отмечаем 102 годовщину со дня его рождения.
На выставке также представлены фотографии участников экспедиции Сергея Шестакова и Татьяны Палеевой-Чилингарян, живопись московских художников-армян Юрия Григоряна и Юрия Григоряна младшего, а также графика Сурена Айвазяна, сделанная с натуры в г. Шуши в 2009, где родились его далекие предки.
изображения не найдены
Мариам Никогосян пишет:
«Занятия живописью являлись для скульптора своеобразной отдушиной, отдохновением и, в то же время, стимулирующим вызовом. Он не раз говорил: «Скульптура — моя жена, а живопись — любовница» — полушутя, но точно передавая свои взаимоотношения с этими видами искусства». Николай Никогосян. Уходящая классика, М. 2018.
В центре творчества скульптора-Никогосяна, как и Никогосяна-живописца и графика, всегда стоит образ человека. Автопортреты и портреты членов семьи, представленные на выставке, обладают законченностью, завершенностью композиционного решения и большей конкретикой. Николай Багратович пишет людей, которых он хорошо знал и любил.
Однако две работы выбиваются из типического ряда его работ, представленных на этой выставке, — это портрет его жены Тамары 50-х годов и более поздняя работа 90-х годов «Мариам». Первый портрет еще носит яркие черты национальной армянской живописи середины ХХ века (выбор цвета, ткани, женской позы). Во второй работе чувствуется полученная за десятилетия большая свобода мазка, свобода композиционного решения, где национальные черты намечены, узнаваемы, но уже не превалируют в композиции художника.
В работе «Дети» 80-х годов ХХ века еще очень сильна связь со скульптурой, с той частью его творчества, где человек — это отвлеченный образ. Особо хочется отметить автопортреты художника. Цвет в них играет более важную роль, когда в произведениях присутствует движение, например, цветовая гамма насыщеннее и мазок плотнее в «Автопортрете на фоне «Снятия с креста» И. Пчельникова (конец 1990х).
Особенно современной кажется его поздняя работа «Портрет художника Сурена Айвазяна» (2013 г.). Внимание автора сосредоточено на объемной фигуре Сурена. Она занимает всю плоскость холста, здесь нет отвлечения на цвет, даже красная косынка не приковывает внимания. Главное — мускулистые руки художника, его плотное трудовое тело. Для меня этот портрет поднимается до обобщенного образа художника.
На выставке представлены бюст Варсеник Секоян (1970) и три скульптуры малых форм из разных периодов творчества Николая Никогосяна: 40-е и 60-70-е годы. В образе Варсеник Секоян, родственницы скульптора по матери, нет ни конкретных черт лица, ни ярких деталей одежды, а есть ссутулившаяся, расплывшаяся от времени фигура пожилой женщины, которая выражает эмоциональные переживания скульптора: любовь, жалость и уважение к ее длинной трудовой жизни. По-моему, для скульптора это отвлеченный образ матери, а, возможно, воплощение самой Армении.
Миниатюрная фигура в рост академика М.Х. Абегяна относится к начальному периоду его творчества, когда скульптор много внимания уделял деталям костюма, чертам лица своего персонажа. Работа «Виолончелист С.З. Асламазян» (1963 г.) выполнена, возможно, в более классической манере работ конца XIX – начала ХХ века. Здесь бронза не кажется таким твердым материалом, а похожа на мягкую глину, которая податливо лепится в руках мастера.
Самая крупная скульптурная работа на выставке — «Портрет Варсеник Секоян» (1970). Бюст отличает прямой ракурс, сдержанность, граничащая с аскетичностью, и отсутствие эмоциональной окраски. Все эти особенности свидетельствуют о движении автора в сторону обобщения о мудрости старости, о спокойном принятии жизни такой, какая она есть.
«…Его картины, он сам, его манера — очень похожи. Его творчество в целом — это, в первую очередь, его собственный портрет, портрет его настроений и состояний, взглядов и пристрастий…Черты его характера, его вкусы проявляются в выборе модели, почерке, цвете, форме». В гостях у Н.Б. Никогосяна. Анастасия Лиховцева, 2015.
Куратор выставки: Татьяна Палеева-Чилингарян.