С 20.11.2020 до 07.02.2021 в МВК «Музей Норильска» – Художественная галерея.
Выставка «ОНО. Иррациональное в позднесоветской живописи и прикладном искусстве» объединила предметы из художественных собраний московского Музея-заповедника «Царицыно» и Музея Норильска.
«Оно» — понятие, описанное Зигмундом Фрейдом в рамках его теории психоанализа и популяризированное Стивеном Кингом в одноимённом романе. «Оно» обозначает ту сферу душевной жизни человека, которая только отчасти поддаётся осознанию и контролю, потому что её движущая сила — это влечения, что накапливаются с самого раннего детства и могут проявляться в неожиданных формах.
В конце 1970-х годов на страницах журнала «Декоративное искусство СССР» между искусствоведами и психологами разворачивается целая дискуссия на тему «Как объяснить вторжение подсознания в художественный процесс?». Её участники констатируют массовый отказ от принципов рационального формообразования. Они также отмечают частое использование элементов разных стилей в одном произведении и обсуждают феномен отчуждения художника от стиля, в котором он работает. Что делать с проявлениями «Оно», критики не знают, а художники всё больше устремляются в область иррационального.
Сейчас эти изменения можно объяснить с помощью теорий постмодернизма. Со второй половины 1960-х годов постмодерн формировался как новый этап в развитии индустриальной культуры. Он был связан уже не столько с производством вещей, сколько с развитием информационных технологий и коммуникаций.
Поток сообщений стал настолько интенсивным, что уже превышал возможности человеческого восприятия. И художники проявляют склонность к иррациональному мышлению. На рубеже 1960–1970-х годов в мировом искусстве происходит поворот от функциональных форм в сторону смешения стилей и произвольного комбинирования элементов.
Признаки нарождающегося постмодернизма наблюдаются и в советской культуре. И если ранее в массовом сознании прикладное искусство устойчиво ассоциировалось с посудой и прочими предметами быта, то в 1970-е годы художники преодолевают этот стереотип и создают произведения, которые по своему характеру больше напоминают скульптуру или тяготеют к инсталляциям.
Впервые прикладное искусство освобождается от навязанных функций и становится способом философствования. А художники уже не считают нужным соответствовать каким-либо идеологическим программам и настраиваются на реализацию собственных влечений, которые далеко не всегда осознаны.
Цель выставки — продемонстрировать целый ряд художественных феноменов, которые плохо поддаются классификации в категориях советской эстетики, но раскрываются в контексте мирового постмодерна и направлений современного искусства.
В экспозиции демонстрируется около 80 произведений прикладного искусства и живописи из собраний музея-заповедника «Царицыно» и Музея Норильска.
«Царицыно», обладающее крупнейшей в России коллекцией советского и постсоветского декоративно-прикладного искусства, предоставляет на выставку уникальные образцы керамики, стекла и гобеленов. Они были созданы в 1970–1990-е годы художниками (Г.А. Иванова, М.Н. Нечепорук, Ю.Я. Риндина, В.А. Цивин, В.Н. Цыганков, Л.А. Шулгайте), которые свободно экспериментировали с темами, формами, материалами, пытаясь вырваться за пределы традиционных представлений о возможностях прикладного искусства.
В некоторых работах, представленных на этой выставке, иногда невозможно сразу узнать произведения прикладного искусства. Они могут мимикрировать под живые организмы или напоминать предметы древних цивилизаций. Причина в том, что постмодернистские произведения не имеют единственного статуса и существуют сразу в нескольких контекстах, активируя самый разный зрительский опыт.
Куратор проекта: Кирилл Светляков
изображения не найдены
Информация (на 18.11.2020):
Музейно-выставочный комплекс «Музей Норильска» – Художественная галерея.
Адрес: город Норильск, улица Талнахская, дом 78.
Время работы: вторник – четверг, суббота и воскресенье с 11:00 до 19:00, в пятницу с 13:00 до 20:00, понедельник и последний четверг месяца – выходной день.