К годовщине победы в Великой Отечественной войне Третьяковская галерея подготовила расширенную экспозицию в Новой Третьяковке. Посетители смогут увидеть живописные произведения из коллекции Третьяковской галереи после завершения карантина.
В настоящий момент вы можете увидеть виртуальную выставку на сайте Государственной Третьяковской галереи – https://www.tretyakovgallery.ru/tretyakov-online/pobeda-75/
Не было в советском искусстве темы более важной – более пафосной и официальной, более искренней и трогательной, чем Великая Отечественная война. Начавшаяся неожиданно и страшно 22 июня 1941 года, она полностью изменила жизнь миллионов людей, стала смыслом почти всякой деятельности на 1418 дней и ночей.
И после Победы война постоянно присутствовала в культурном пространстве, вызывая к жизни произведения самые разные: сделанные специально для выставок в фарватере пропаганды или полные искренних эмоций, воспоминаний о потерях. Все они стали выражением памяти собственной и коллективной.
Война объединила чувства большей части граждан, привнесла в привычный для искусства предвоенных лет пропагандистский пафос искреннее эмоциональное наполнение, вселяла в авторов и зрителей уверенность в полном их единодушии, абсолютном взаимопонимании.
Идентифицируя себя со страной и народом, художники вносили вклад в общую борьбу. В сформировавшийся до войны стиль «социалистического реализма» война внесла новые смыслы и новую трагическую патетику, радикально отличавшуюся от безудержного довоенного оптимизма.
Тем не менее, искусство призвано было не только (и не столько) рассказывать об ужасах и горевать о потерях, но и призывать к отмщению, славить героев и вдохновлять на подвиги.
Художники не могли и не должны были погружаться в бездны отчаяния и страха, признавать и, тем более, демонстрировать ужас, охвативший и страну, и народ, и правительство в первые дни войны. Искусство еще более, чем до войны, стало долгом – перед страной и народом.