Музей русского лубка и наивного искусства давно и плодотворно сотрудничает с рязанским наивным художником Олегом Юрьевичем Лопатухиным, чьё творчество отличает цельность высказывания и последовательность в выборе тем.
В МРЛИНИ прошло уже две персональные выставки художника: «Небеса русской истории» (2014) и «Жизнь – обман…» (2017). Наследуя в своей любви к изображению бесконечного простора с мелкими фигурами и зданиями Борису Кустодиеву, он, тем не менее, разрабатывает сюжеты своих картин по-своему – в манере наива: в условности, упрощении и желании вписать в картину как можно больше смыслообразующих подробностей, что нередко приводит к дробности полотна, аритмии композиции и распаду колористического «цемента» картины.
Однако в этих подробностях – вся суть художника-аналитика, которым выступает Олег Лопатухин, ставя перед зрителем не менее сложные задачи, чем перед собой. Он никогда не боялся эксперимента, не боялся включать в картину традиционные орнаментальные элементы, разбивать пространство картины центральной фигурой, будто парящей без опоры, не боялся «опрокинутой» на зрителя перспективы, что в какой-то мере роднит его манеру с иконописной.
«Иконописное» в творчестве Лопатухина обнаруживается в работах с кулисной перспективой или делением пространства полотна на регистры. В колористическом отношении художник отдает предпочтение «огненным» оттенкам – красный цвет всегда уходит «в рыжину».
Красноватые оттенки часто достаются небесному регистру – будь то закат или зарево боя. Эта тревожащая особенность живописи Олега Лопатухина хорошо читалась ещё на его выставке «Небеса русской истории» в 2014-м году.
Этой тревогой пропитано и содержание выставки «Хранители Земли Русской». Тревогой, гневом и посулом отпора невидимым внешним и внутренним врагам Отчизны. Основную панораму выставки составляют тщательно подобранные самим автором картины-документы о Победе в Великой Отечественной войне и предшествующих ей битвах, о лишениях и страданиях, принесенных врагом на нашу землю.
Выставка дополнена рядом портретов, из которых ключевым является портрет отца художника. В этой преемственности от отца-солдата – к сыну, художнику-солдату, – передача боевого поста охранителя земли русской.
Ссылка на виртуальную выставку Олега Лопатухина «Хранители земли Русской» – http://naive-museum.ru/virtualnye-vystavki/virtualnaya-vystavka-hraniteli-zemli-russkoj