С 28.01 до 14.04.2020 в Музее архитектуры имени А.В. Щусева.
В преддверии 85-летия Московского метрополитена в Музее архитектуры имени А. В. Щусева пройдет цикл лекций «Архитектура московского метро: история и современность в мировом контексте». Цикл будет включать в себя 12 лекций о феномене столичного метро и о культуре подземного транспорта в мире.
15 мая 1935 была запущена первая линия метро в Москве, а совсем недавно, 21 ноября 2019 года, в Москве появились Центральные диаметры. Лекторы Музея архитектуры вернутся к истории возникновения метро в СССР, проанализируют современную архитектуру метрополитена и дадут прогноз того, каким будет подземный транспорт в ближайшем будущем.
Метро в современном мире – это обыденный вид транспорта, однако как он появился? На лекциях посетители познакомятся с таким термином, как «внеуличный городской транспорт», а также узнают о первых проектах такого транспорта в мире. Лекторы Музея архитектуры рассмотрят вопрос преемственности традиций первых мировых станций внеуличного транспорта в проектах первых станций метро СССР.
Немногие знают и о том, что первые проекты создания внеуличной городской железной дороги в Москве относятся к концу XIX века. Однако проекты метро, которые разрабатывались отечественными и иностранными специалистами в то время, так и остались на бумаге.
Цикл также коснется изменений в архитектуре Московского метро во время смены эпох в СССР. Смена политических ситуаций в стране каждый раз задавала новые тенденции в дизайне метрополитена. Разнообразие первых тринадцати станций метро, например, в курсе лекций будет рассматриваться как начало обращения к «классическому наследию» в советской архитектуре.
Лекторы обратят внимание на дворцовое убранство метро в сталинскую эпоху и на унификацию архитектуры в эпоху «оттепели», а также расскажут о «третьем пути» в проектировании московского метро 1960-80-х годов. И, наконец, в ходе лекций будут описаны неоднозначные архитектурные решения рубежа XX-XXI веков, постсоветского времени.
Слушатели лекций смогут узнать об архитектуре метрополитена в других городах. Спустя 20 лет после открытия метро в столице, реализовывается проект альтернативного метро в Ленинграде. Затем внеуличный городской транспорт появляется в городах союзных республик, и только в 1980-х – начале 90-х метро возникает в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре и Екатеринбурге.
Последние лекции цикла будут посвящены современному облику метро в зарубежных странах и о современной системе архитектуры метрополитена в Москве. Слушатели узнают об инженерах, которые создают проекты метрополитена сейчас, и о воплощении новых архитектурных стилей в дизайне метро.
В качестве лекторов цикла выступят авторы проекта «Ещё раз про метро»: Дмитрий Сергеевич Гончарук — краевед, историк архитектуры, специалист по истории общественного транспорта Москвы в XX веке, а также Александр Александрович Змеул – кандидат исторических наук, специалист по архитектуре метро, главный редактор интернет-издания arch:speech.
Информация (на 23.01.2020):
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Адрес: улица Воздвиженка, дом 5/25.
Ближайшие станции метро “Библиотека имени Ленина”, “Арбатская”, “Александровский сад” и “Боровицкая”.
Начало лекций в 19:00 по вторникам.
Стоимость абонемента на все лекции: 3600 рублей.
Стоимость разовых билетов на лекцию: взрослые – 400 рублей, льготные категории – 200 рублей.
Разовые билеты поступают в продажу в день лекции, за час до её начала.
Подробнее: http://muar.ru/events/lektsii2