С 12.09 до 12.10.2019 в Галерее MIZK в Арт-пространстве CUBE.Moscow.
Образ героя – едва ли не самый популярный в истории искусства. Кажется, именно он на протяжении веков подвергался наибольшему переосмыслению со стороны художников, а его идеал менялся в зависимости от исторической эпохи и господствующей философии.
Очередной виток творческих поисков героя своего времени связан со второй половиной XX века – эпохой постмодернизма, как ее определяют философы. Постмодернизм завершает художественные поиски, пытаясь поставить точку в предыдущей эпохе – модернизме, времени открытий и экспериментов начала XX века.
Творчество скульптора Гургена Петросяна весьма органично вписывается в постмодернистскую эстетику, которая характеризуется любовью к цитированию, многочисленным заимствованиям и переосмыслению канонических сюжетов.
Центральной фигурой его творчества остается человек – в разное время воплощенный в образах любимых автором древнегреческих мыслителей, безымянных и обезличенных женщин-моделей знаменитого Ива Кляйна, белоснежных пост-людей или же образов, навеянных фильмами Квентина Тарантино.
Художника тревожит обезличенность человека в современном мире – с его невероятным ритмом и ускоряющимся прогрессом. В какой-то степени персонажи нового проекта “Герои и боги” уже обезличены – любой героический образ является обобщенным и лишенным идентичности.
Гурген Петросян обращается к классической форме барельефа – элементу декора, прочно ассоциирующемуся с архитектурой с древнейших времен до наших дней. Традиционно барельеф “населяют” герои – атлетически сложенные и воинственно настроенные мужчины, готовые к подвигу и победе. Однако на смену “музейному” мрамору приходит гибкий полимер – эпоксидная смола.
А самих атлетов Гурген остроумно заменяет героями комиксов, оставляя классическими жесты и позы. Авторская ирония построена на смешении высокого и низкого, популярного, массового – излюбленный прием постмодернизма. Персонажи вступают в противоборство между собой, выкрикивая отвлеченные фразы, которые, в точности цитируя поп-культуру, изображены в виде “баблов”.
Таким образом, перед нами диалог, которого фактически нет, и борьба, которая существует лишь в пространстве рельефа. Зритель никак не приглашен к сочувствию или иному переживанию, ведь в отличие от трехмерной скульптуры, барельеф строго ограничен пространством стены.
Авторский замысел отлично дополняет ожившая метафора – искусно вылепленная нога, с силой бьющая по стене и прорубающая ее насквозь. В современном мире жанры искусства не ограничены ничем, кроме идеи и воплощения, они с легкостью “перенимают” приемы и умело маскируются один под другой.
Гурген Петросян определяет свое творчество как эстетическую игру – иначе говоря, живой процесс, утвержденный в классической технике.
Люся Янгирова, искусствовед
Информация (на 13.09.2019)
Галерея MIZK – Арт-пространство Cube.Moscow.
Адрес: Тверская улица, дом 3.
Здание The Ritz-Carlton, Moscow, -2 этаж.
Время работы: вторник – воскресенье с 12:00 до 20:00, понедельник – выходной день.
Вход свободный.