С 18.08.2019 до 12.01.2020 в Музее-заповеднике «Царицыно» — Большой дворец.
На время работы выставки «Екатерина Великая. Золотой век Российской империи» в залах обновленной постоянной екатерининской экспозиции в Большом дворце будут размещены произведения искусства из других российских собраний.
Живопись и скульптура, предоставленная Эрмитажем, Русским музеем, Третьяковской галереей, Историческим музеем и Рыбинским музеем-заповедником, дополнят рассказ о разных сторонах правления Екатерины II.
По свидетельствам современников Екатерина II не была наделена особой красотой, но отличалась огромным обаянием. Важное место на выставке уделено иконографии императрицы. В обширном наследии выбраны наиболее редкие изображения. Один из шедевров – коронационный портрет Екатерины II во всех регалиях царской власти (Государственная Третьяковская галерея), написанный в 1763 году Федором Рокотовым.
Особое место в экспозиции уделено скульптурным изображениям императрицы. Государственный Эрмитаж предоставил мраморный бюст Екатерины II в вуали (1769) работы Мари-Анн Колло (ученица Этьена Фальконе; она была автором головы Петра I для его Медного всадника). Гипсовый эскиз этой работы Колло итальянский скульптор Бартоломео Кавачеппи использовал как образец для создания еще одного бюста императрицы (ГТГ). У посетителей выставки есть редкая возможность сопоставить эти два произведения.
Подлинной жемчужиной выставки стал детский портрет Алексея Бобринского (1770), внебрачного сына Екатерины II и Григория Орлова, предоставленный Рыбинским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. В трактовке образа маленького графа русский художник немецкого происхождения Карл Людвиг Христинек успешно преодолевает парадную условность.
Алексей Бобринский, грустно взирающий на зрителя, исполнен пленительной непосредственности и выразительности. По словам современника, мальчик был «телосложения слабого, боязлив, робок и застенчив, однако кроток и послушен». На портрете его образ соответствует этому описанию.
В зале, посвященном коронационным торжествами 1762 года в Москве, можно увидеть единственное в своем роде произведение – «Аллегорию на воцарение Екатерины II» работы неизвестного русского мастера (Государственный исторический музей).
В основе сюжета – русская народная картинка. Екатерина II крепко сжимает руку маленького сына и указывает на фигуры Христа и ангелов, парящих в небесах. Таким образом подчеркивается ее роль хранительницы прав наследника престола, Павла Петровича, и божественное происхождение ее власти.
Тема военных побед дополнена уникальным изображением Чесменской битвы кисти голландского художника Теодора Роде (Государственная Третьяковская галерея). Аллегория символизирует морской триумф России, укрепившейся в Средиземноморье.
Также в Екатерининском зале Большого дворца открылась выставка одной картины «Портрет Екатерины Великой с георгиевской лентой» кисти русского живописца Дмитрия Левицкого. Портрет храниться в Посольском зале Дворца гроссмейстеров в Валлетте, на острове Мальта и впервые покинула солнечный остров.
Подробнее – http://cultobzor.ru/2019/08/portret-ekateriny-velikoy-s-georgievskoy-lentoy/
Фоторепортаж Cultobzor.ru:
Информация (на 19.08.2019):
Государственный музей-заповедник «Царицыно» — Большой дворец.
Адрес: улица Дольская, дом 1. Проезд до станции метро «Царицыно» или «Орехово».
Музей открыт: вторник – пятница с 11:00 до 18:00, суббота с 11:00 до 20:00, воскресенье с 11:00 до 19:00, понедельник – выходной день.
Стоимость билетов:
Комплексный билет на все экспозиции и выставки Дворцово-выставочного и Оранжерейного комплексов: взрослые 810 рублей, льготные категории – 340 рублей.
Единый билет в Большой дворец и Хлебный дом: взрослые – 400 рублей, льготные категории – 110 рублей.