С 06.06 до 17.11.2019 в Государственном музее А.С. Пушкина.
В 2019 году исполнится 220 лет со дня рождения А.С. Пушкина. В рамках юбилейной программы праздничных торжеств музей А.С. Пушкина подготовил выставочный проект, посвященный «Маленьким трагедиям» – циклу произведений, принадлежащих к числу высочайших достижений мировой литературы.
Выставка состоит из трех разделов.
В первый из них вошли экспонаты, связанные с историей написания и публикации «Маленьких трагедий». Осенью 1830 года холерные карантины заперли Пушкина в Болдине. Поэт приехал туда, чтобы вступить во владение деревней Кистенево, выделенной ему отцом по случаю предстоящей женитьбы на Н.Н. Гончаровой. Он надеялся быстро управиться с делами, однако эпидемия холеры, волной прокатившаяся по России, нарушила его планы.
Лишенный возможности покинуть Болдино, Пушкин провел там три месяца, ставших для него периодом небывалого творческого подъема. В это время им были написаны 8-я и 9-я главы «Евгения Онегина», «Повести Белкина», «Домик в Коломне», более 30 стихотворений, а также – несколько «драматических сцен» или «маленьких трагедий», как он их сам называл: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы». Эту особую форму драматического этюда Пушкин заимствовал у английского поэта Барри Корнуолла, чьи «Драматические сцены» он прочел осенью 1830 года.
Замыслы первых трех «маленьких трагедий» возникли еще в 1826 году в Михайловском. На протяжении целых пяти лет они вынашивались и вызревали в творческом сознании поэта, оставаясь неосуществленными.
В Болдине же они были завершены стремительно, в течение двух недель. «Скупой рыцарь» – 23 октября, «Моцарт и Сальери» – 26 октября, «Каменный гость» – 4 ноября. А 8 ноября Пушкин закончил работу над «Пиром во время чумы», возможно, задуманном уже в самом Болдине, когда вокруг бушевала холера, которую поэт в письмах то и дело называл чумой.
Среди экспонатов, составивших эту часть выставки – первые издания «Маленьких трагедий», опубликованных – за исключением «Каменного гостя» – еще при жизни поэта. Здесь же можно видеть воспроизведения пушкинских рукописей «Каменного гостя», «Моцарта и Сальери», «Скупого рыцаря» и «Пира во время чумы».
Как и другие пушкинские произведения, «Маленькие трагедии» стали неотъемлемой частью русской культуры, продолжив свою жизнь в других видах искусства: живописи, графике, книжной иллюстрации, театре и кинематографе.
Второй раздел выставки составили иллюстрации, эскизы костюмов и декораций к многочисленным театральным постановкам, выполненные А.Н. Бенуа, П.Л. Буниным, А.Я. Головиным, К.А. Коровиным, И.Ф. Рербергом, А.Г. Тышлером, Н.П. Ульяновым, Н.Е. Фоминой, В.И. Шухаевым, Ф.Д. Константинов и другими.
Всех этих художников неизменно привлекал тематический арсенал «Маленьких трагедий» – возмездие, загробные ревность и верность, участие мертвых в жизни живых, ожившие статуи и проч. Огромный импульс для творчества давала и проблематика пушкинского цикла, где психологические, исторические или философские проблемы, поставленные с необыкновенной остротой, развиваются во всей трагической противоречивости.
Резкая контрастность лежит в основе почти каждого образа, каждого сценического положения. Парадоксальный и трагический облик Скупого рыцаря соединяет в себе черты низменной скупости и рыцарской чести. В «Пире во время чумы» дана оппозиция «грозящей гибели» и «неизъяснимых наслаждений», жалобной песни Мери и «буйной вакхической песни» Председателя. Двумя именами озаглавлена трагедия «Моцарт и Сальери», надвое расколот изображенный в ней мир, двое формируют ее трагический конфликт. Само название трагедии «Каменный гость» представляет собой оксюморон – сочетание противоречащих друг другу понятий «движения» и «статики».
Конфликты, которые описывает Пушкин, неразрешимы. Более того, он не дает их моральной оценки, не говорит о правоте или виновности какой-либо из сторон. Задача Пушкина заключается в том, чтобы продемонстрировать диалектичность любой ситуации и психологического состояния героя. Это дает ему возможность раскрыть характеры действующих лиц с небывалой глубиной, проникая в самые сокровенные тайники человеческой души.
Этой трагической противоречивостью каждого образа «Маленьких трагедий» обусловлено художественно-образное решение выставки, основанное на контрасте черного и белого цветов, имеющих основополагающее значение в человеческой жизни и природе.
В связи с тем, что 2019 год объявлен в России «Годом театра», заключительный раздел экспозиции посвящен театральным постановкам «Маленьких трагедий».
Первой из них стал «Моцарт и Сальери», представленный в Петербургском Большом театре 27 января 1832 года. За ним последовали «Каменный гость» (Петербург, 1847), «Скупой рыцарь» (Петербург, Москва; 1852, 1853). Многие актеры, знакомые Пушкина – Я.Г. Брянский, И.И. Сосницкий, В.А. Каратыгин, М.С. Щепкин – исполняли главные роли в этих спектаклях.
Впоследствии в постановках «маленьких трагедий» были задействованы Ф.И. Шаляпин, И.М. Смоктуновский, В.В. Высоцкий и многие другие. На выставке можно видеть их портреты, афиши, фотографии спектаклей, а также посмотреть отрывки из фильма М.А. Швейцера «Маленькие трагедии» (1979), ставшего событием в культурной жизни нашей страны.
Выставка подготовлена Государственным музеем А.С. Пушкина при участии Государственного академического Большого театра, Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, Российского национального музея музыки
Информация (на 01.06.2019):
Государственный музей А.С. Пушкина.
Адрес: улица Пречистенка, 12/2.
Ближайшая станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, в четверг с 12:00 до 21:00, выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Стоимость билетов: взрослые – 250 рублей, льготные категории – 100 рублей.
Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно.