Среда , Октябрь 16 2019
Главная / Выставки / Выставки в 2019 году / Выставки в августе 2019 / Русская фарфоровая скульптура конца XVIII – начала XX века.

Русская фарфоровая скульптура конца XVIII – начала XX века.

С 31.05 до 09.09.2019 в Государственном Историческом музее.

На выставке экспонируется 200 произведений Императорского и русских частных фарфоровых и фаянсовых заводов, отражающих главную тему национальной школы русской мелкой пластики — изображение простонародного типажа и народов России.

Выставка посвящена 200‐летию журнала «Волшебный фонарь» и одноименной серии фарфоровых скульптур завода Гарднера. Кроме книги «Волшебный фонарь» представлен ряд иллюстрированных изданий 1780‐х — 1860‐х годов, а также воспроизведение гравюр и картин, послуживших образцами при создании моделей скульптур и тематических росписей по фарфору.

Картинки «Волшебного фонаря», изданного в Петербурге в 1817 — январе 1818 года, вдохновили мастеров завода Гарднера на создание серии фигур, ставшей ключевым, но не первым произведением русской фарфоровой пластики, посвященным этой теме.

Первая серия скульптур народов России, торговцев и ремесленников, скульптора Ж.‐Д. Рашетта появилась в царствование Екатерины II на Императорском фарфоровом заводе.

Следом за ней, в период войны 1812 года, скульптор С. С. Пименов создал классические произведения Императорского завода — скульптуры крестьян в русских костюмах, похожие на античных героев. Одна из них, женщина с коромыслом или «Водоноска», стала символом русского фарфора. Завод Гарднера приобрел право на повтор скульптуры «Водоноска» и одновременно создал собственные оригинальные модели скульптур с изображением национального и простонародного типажа.

В первой половине XIX века скульптуры Гарднера служили образцами, которыми пользовались мелкие заводы Гжели для «лубочных» вариантов, полюбившихся публике, фарфоровых фигур. К 1860‐м годам мастера фарфоровой скульптуры обратились к новым образам. Идеализированных героев «Волшебного фонаря» заменили характерные персонажи литературы «натуральной школы» сатирического и обличительного содержания.

В этот период завод Попова взял на себя инициативу создания в фарфоре типажа, вобравшего в себя основные черты образа крестьянства и низов городского населения пореформенной России. Выполненные из раскрашенного бисквита (неглазурованного фарфора), фигуры не только по сюжету и характеру, но даже по фактуре, более приближенной к натуральной, соответствовали эстетике, отражающей правду жизни простого народа.

Книга очерков А. П. Голицынского «Уличные типы» (1860 г.), представляющих сцены с изображением разговаривающих простонародных типажей на улице Москвы, — новейший вариант «Волшебного фонаря» — послужила скульптору завода Попова для создания первых и самых выразительных скульптур этого направления русской фарфоровой пластики. Кроме них был создан ряд скульптур с изображением крестьян: за работой, с детьми, отдыхающих, пляшущих.

После закрытия завода Попова скульптуры по его моделям выпускали на заводах Гужева, Иконникова, Масленникова. Но только на заводе Гарднера выпуск аналогичных по тематике скульптур был налажен в массовых тиражах, отчего всё направление получило коллекционное название «бисквиты Гарднера». Параллельно, на фабрике М. С. Кузнецова в Твери скульптуры по моделям завода Попова выпускались из фаянса.

Уличные типы и крестьянский типаж в фарфоре и фаянсе оставались актуальными вплоть до 1920‐х годов. Изображения народов России оказались менее востребованными, чем простонародные типажи. Создание в фарфоре этнографических серий возобновляется лишь через 100 лет после серии Ж.‐Д. Рашетта.

В последней четверти XIX столетия на заводе Гарднера выпущена серия из 40 скульптур по литографиям из атласа «Народы России», изданного Т. Паули в 1862 году. И, наконец, в 1907 году Николай II заказал серию «Народности России», модели которой исполнил скульптор П. П. Каменский.

Многочисленные скульптуры этих серий представляют собой своеобразные шествия народов России, по законам жанра торжественно безмолвных, в отличие от разговаривающих между собой простонародных героев «Волшебного фонаря» и «Уличных типов».

Но всех персонажей русской фарфоровой пластики объединяет запечатленная в лицах народа печать времени, неоспоримый признак их исторической подлинности.

На выставке лицо каждого персонажа можно рассмотреть в увеличенном воспроизведении, в ракурсе, в котором расписывал его мастер‐живописец. Именно такими наших героев видела и узнавала в них своих современников просвещенная публика, заказчики и владельцы русской фарфоровой скульптуры конца XVIII — начала XX века.

 

 

Информация (на 16.05.2019):

Государственный Исторический музей — Главное здание – Кабинет Председателя.

Адрес: Красная площадь, дом 1.

Проезд до станций метро «Охотный ряд», «Театральная» или «Площадь Революции».

Время работы: понедельник – четверг, воскресенье с 10:00 до 18:00, в пятницу и субботу с 10:00 до 21:00. Вторник — выходной день.

Стоимость билетов в музей: взрослые – 400 рублей, льготные категории – 150 рублей.

Подробнее — https://shm.ru/visit/tickets/gim/

 

Check Also

Английское увлечение «бриллиантового князя». Возрожденная коллекция усадьбы Степановское-Волосово.

Английское увлечение «бриллиантового князя». Возрожденная коллекция усадьбы Степановское-Волосово.

С 28.06 до 07.10.2019 в Государственном Историческом музее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *