Вторник , Апрель 23 2019
Главная / TOP-10 / Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет. Портреты А.С. Пушкина к 220-летию поэта.

Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет. Портреты А.С. Пушкина к 220-летию поэта.

С 10.02 до 19.05.2019 в Государственном музее А.С. Пушкина.

Два крупнейших пушкинских музея – Всероссийский музей А.С. Пушкина (Петербург) и Государственный музей А.С. Пушкина (Москва) – стали организаторами крупнейшей межмузейной иконографической выставки.

В единую экспозицию впервые будет собрано более 300 портретных изображений Пушкина – в живописи, графике, скульптуре, на художественных, декоративно-прикладных и сувенирных изделиях из собраний более чем 20 ведущих музеев и художественных галерей России.

Сердце экспозиции составят ценнейшие полотна и графические листы прижизненных и посмертных портретов Александра Сергеевича Пушкина.

Выставка открывает юбилейный год – 220-летие со дня рождения великого поэта.

Трудно назвать имя большого художника России, который в своем творчестве не обращался бы к образу Пушкина, и впервые за много лет иконография поэта будет представлена настолько полно.

Хронологические рамки выставки охватывают почти 220-летний период: от первого прижизненного, единственного (!) дошедшего до наших дней детского портрета А.С. Пушкина до портретных работ, выполненных нашими современниками в последние годы.

У каждого из представленных на выставке авторов – «свой» Пушкин. Вместе с этим портреты поэта несут на себе печать и того времени, когда они были созданы.

 Особый интерес представляют прижизненные изображения поэта. Зрители увидят оригиналы знаменитых живописных работ кисти Тропинина, Брюллова, Соколова, Чернецова и других художников-современников Пушкина; первые скульптурные его изображения и графические образы, появившиеся в печатных изданиях того времени.

Эти прижизненные портреты дают нам сегодня бесценную информацию об истинном внешнем образе Пушкина и о том, как воспринимали поэта его современники. Своеобразным комментарием к визуальному ряду станут воспоминания о внешности Пушкина его знакомых – современников, литературных единомышленников и противников, друзей и недругов.

Значительная часть экспозиции обращена к портретной посмертной славе Пушкина. Посмертная маска Пушкина, изображения поэта на смертном одре, выполненные свидетелями прощания с ним – Мокрицким, Бруни, Жуковским и другими, представляют собой отклики современников на гибель поэта.

В последующие годы к образу Пушкина обращались многие известные художники XIX века — Крамской, Айвазовский, Репин, Серов, Сомов и другие живописцы и графики. Их работы – это ретроспективные изображения поэта, созданные на основе изучения его прижизненных натурных портретов и автопортретов, творчества и биографии.

Выставка дает возможность проследить, как менялось восприятие поэта при смене различных исторических эпох, и каким его видело каждое новое поколение художников.

После 1917 года художники стремились создать образ поэта, созвучный новой эпохе. Многие изображали Пушкина на фоне «революционных вихрей», «обломков старого мира», в «сиянии зари новой эры» и т.п. 

В 1937 году в СССР с размахом отметили столетие гибели Пушкина – официальными и народными торжествами по всей стране, масштабной выставкой в столице, яркими издательскими проектами, волной переименований улиц, школ и пр.

Внушительную лепту в осмысление личности поэта и его литературного гения внесли художники. Многие из них сумели выразить в портретах именно личный, а не «официально утвержденный» взгляд на Пушкина и его творчество.

Это время отмечено на выставке яркими работами Петрова-Водкина, Кончаловского, Шухаева, Рерберга, Свитальского, Гаврилова, Шемякина, Кузьмина, Ильина и других художников и скульпторов первой половины ХХ века.

Время и эпоха вносили свои коррективы. В послевоенные годы и второй половине ХХ века образ Пушкина в изобразительном искусстве приобрел особую просветленность и непосредственность. Все чаще художники изображали поэта на фоне городских или сельских пейзажей, придавая особый эмоциональный настрой всему произведению.

В эти годы иконографию Пушкина пополнили работы таких маститых художников, как Юон, Пластов, Шухаев, Бунин, Тышлер, Зверев, Оссовский, Павлов, Обросимов… Их произведения вызовут несомненный интерес как у почитателей поэта, так и у ценителей живописи. 

Яркие портреты Пушкина на живописных полотнах и графических листах дополняют скульптурные шедевры, созданные именитыми Коненковым, Белашовой, Ненашевой, Комовым и другими мастерами второй половины XX века.

Интерес к Пушкину, его личности и творчеству со временем не только не ослабевает, но растет. Принимая творческую эстафету, наши современники – художники и скульпторы, чьи произведения датируются XXI веком, а также специалисты IT-технологий и других областей визуального искусства стремятся запечатлеть пушкинский облик так, как они его видят, чувствуют и считают сегодня возможным.

 

 

Информация (на 30.01.2019):

Государственный музей А.С. Пушкина.

Адрес: улица Пречистенка, 12/2.

Ближайшая станция метро «Кропоткинская».

Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, в четверг с 12:00 до 21:00, выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.

Стоимость билетов: взрослые – 200 рублей, льготные категории – 100 рублей.

Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно.

 

Check Also

Художник Карл Гампельн: русский камерный портрет.

Художник Карл Гампельн: русский камерный портрет.

С 19.02 до 19.05.2019 в Государственном музее А.С. Пушкина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *