Вторник , Сентябрь 18 2018
Главная / Выставки / Выставки в 2018 году / Выставки в декабре 2018 / Москва в творчестве художников Группы «13».

Москва в творчестве художников Группы «13».

С 05.09 до 15.12.2019 в Государственном музее А.С. Пушкина.

В собрании Государственного музея А.С. Пушкина хранится коллекция рисунков двух замечательных художников ХХ века Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина, судьба которых связана с «Группой 13», получившей свое название по числу участников первой выставки.

Число тринадцать ассоциировалось с чертовой дюжиной и звучало почти также вызывающе, как «Бубновый валет», «Мишень», «Ослиный хвост».

Это творческое объединение просуществовало недолго – с 1929 по 1931 год, но заняло особое место среди многочисленных творческих организаций конца 1920-х годов -начало 1930-х годов.

На выставке «Москва в творчестве художников Группы «13» в Государственном музее А.С. Пушкина будут представлены работы шести участников объединения: Даниила Дарана, Николая Кузьмина, Владимира Милашевского, Татьяны Мавриной, Бориса Рыбченкова и Антонины Софроновой. Большая часть экспонируемых работ – из частных собраний.

Уже на первой выставке «13» в феврале 1929 года московская тема по-своему зазвучала у этих художников. Для многих из них, приехавших сюда из других городов, Москва стала второй родиной.

Они запечатлели Москву конца 1920-х — начала 1930-х годов с ее бульварами и скверами, любимыми москвичами парками в Сокольниках или Лефортово, набережными Москвы-реки.

Художники группы часто «путешествовали» по городу, стараясь в своих работах «остановить мгновение», сохранить на холстах или бумаге «уходящую» Москву с ее деревянными домами, показать быстро меняющийся облик столицы.

У Владимира Милашевского был свой эпический взгляд на Москву этого времени. Художник назвал ее «всемирным Римом», хотя и «стоящим в старых рубищах… со своими бело-бордовыми, темно-зелеными церковками, с луковками в виде разноцветных репьев времен Алексея Михайловича. А рядом домишки, построенные из барочного леса, специально, чтобы их застраховать и сжечь…». Позже он сожалел, что так мало рисовал Москву.

Для Бориса Рыбченкова тема Москвы стала, по его признанию, «главной на всю мою жизнь. Я понимал, что время всех этих Масловок, Хуторских, Полтавских, Башиловок прошло, что наступающая новая жизнь сотрет в конце концов весь этот дорогой сердцу одно-, двухэтажный мирок. Мне было жаль расставаться с этой сиротской красотой окраин».

Антонина Софронова создала своеобразный графический дневник своих походов по улицам Москвы. Но не только видовая живопись привлекла внимание художницы, но и лица новой эпохи, так появились «Типы нэпа». Также на выставке будут представлены и ее живописные портреты.

Московская тема ярко прозвучала и в творчестве Николая Кузьмина. Он рисовал и праздничные демонстрации, хорошо узнаваемые московские улицы и площади, парки. Особый интерес представляют несколько акварельных и гуашных рисунков с видами московских улиц 1930-х годов.

В 1930-е годы Татьяна Маврина активно писала маслом. На ее холстах – бульвары, Садовое кольцо, Москва-река. Темой ее рисунков стала улица. Последний холст «Матросы с девицами на танцплощадке в ЦДКА». Но началась война, и писать маслом дальше не смогла: «некогда, не на чем и нечем, перешла на карандашные рисунки в блокноте».

«Я стала чуть не каждый день ходить по Москве и потихоньку рисовать. Моя мастерская, моя натура-улица, земля, небо и, главное, церкви, древнерусская архитектура — все, что могло погибнуть от бомбежек. Всю войну рисовала Москву, скопилось очень много рисунков, акварельных и гуашных» — вспоминала Татьяна Маврина.

Даниил Даран был самым деятельным «собирателем» участников группы. Он был увлечен темой Москвы, которую рисовал почти всю свою жизнь. Кремлевские соборы, Воробьевы горы, Сокольники.

Для многих художников из Группы «13» Москва стала родным городом и главным героем их полотен и рисунков. Они ощущали свою связь с ней на протяжении всей жизни, которую прожили здесь. Каждая выставка их работ помогает раскрыть историко-художественную ценность их творческого наследия, и мы надеемся, что и наша экспозиция вызовет интерес у посетителей.

 

 

 

Информация (на 13.08.2018):

Государственный музей А.С. Пушкина — Выставочные залы «Мезонин.

Адрес: улица Пречистенка, 12/2.

Ближайшая станция метро «Кропоткинская».

Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, в четверг с 12:00 до 21:00, выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.

Стоимость билетов: взрослые – 200 рублей, льготные категории – 100 рублей.

Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно.

 

Check Also

Праздников блестящие тревоги. Праздничная культура России XIX века.

Праздников блестящие тревоги. Праздничная культура России XIX века.

С 05.09 до 10.02.2019 в Государственном музее А.С. Пушкина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *