С 24.08 до 16.09.2018 в ВЗ Государственного музея А.С. Пушкина в Денежном переулке.
Государственный музей А. С. Пушкина при участии редакции журнала «Наше Наследие» и галереи «Ковчег» представляет выставку, посвященную столетию со дня рождения художника Алексея Айзенмана (1918-1993).
«… Если ничего не случится, сразу же, в августе, свежо обежать Садовое кольцо и другие заветные места, поймав и вспомнив намечавшиеся затеи, всколыхнув ход к московским грезам и снам: поэтичные нагромождения утренних и вечерних домов; сумеречные загадочные очарования;
Страшно преувеличенную лавинность машин (как стадо с огромными «бычками» – автобусами и грузовиками, «коровами» – Чайками и Волгами, и «овечками» – Москвичами и Запорожцами, в неистовом пробеге по ущельям из домов-скал);
Идеализированную наивную уютность московских дворов; возведенную в замковую торжественную цитадельность домов Старого Арбата; тихую интеллигентность Кропоткинской, ул. Герцена, Воровского, домашность Остоженки…»
Автор этих строк Алексей Айзенман – очень московский художник.
«Мое излюбленное «лакомство» – это шагать по Москве с папкой, делая наброски, быстрые. Это неутоленная возможность открывания новых для меня пейзажей. Откровенно говоря, мне не так уже хочется объехать земной шар, как успеть обойти Москву, в разных концах которой наверняка «притаились» еще не открытые мною пейзажи».
Он и родился в Москве, это случилось 3 сентября 1918 года. Отец Семен Борисович Айзенман – юрист по профессии, поэтически одаренный человек, тонко чувствовавший природу. Мать – Ольга Александровна Бари-Айзенман, художник и педагог, ученица Леонида Осиповича Пастернака.
В Изотехникуме памяти 1905 года учителем Айзенмана был Николай Петрович Крымов. Теория тона, цельность, композиционная устойчивость – эти известные крымовские постулаты отличают работы художника. Незадолго до смерти Алексей Айзенман записал: «Неповторимость зримого мира. Никогда не утоляемая тяга к встречам с природой в ее поразительном разнообразии состояний. Беспредельное извлечение красоты из обыденности…»
С 1952 и до конца жизни Айзенман – постоянный участник выставок, с 1961 – член Московского союза художников. Большую роль в его судьбе сыграло творческое общение с сестрой, Татьяной Айзенман (Семеновой), исследователем и тонким знатоком народного искусства.
Живопись сочетал с преподавательской деятельностью – тридцать пять лет он с увлечением работал в Заочном народном университете искусств (ЗНУИ), вкладывая в преподавание весь свой профессиональный и жизненный опыт.
Алексей Айзенман нашел свой собственный живописный строй. Это работа крупных локальных пятен цвета, утверждающих картинную плоскость, и одновременно сложная живописная ткань.
Это ритмы архитектурных объемов, создающих жесткую конструкцию и мягкие линеарные ритмы деревьев. Это общая организация холста, построенного на остром конфликте пространства и плоскости. В череде его городских пейзажей возникает особое состояние, город живет в них своей особой жизнью, не похожей на жизнь других городов.
Художник ушел из жизни в 1993 году. Через год состоялись две его персональные выставки: в галерее «Ковчег» и в выставочном зале редакции журнала «Наше Наследие».
Информация (на 06.08.2018):
Выставочные залы Государственного музея А.С. Пушкина в Денежном переулке.
Адрес: улица Арбат, дом 55/32, вход со стороны Денежного переулка.
Ближайшая станция метро «Смоленская» Арбатско-Покровской линии.
Время работы: вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг – с 12:00 до 21:00. Понедельник и последняя пятница месяца – выходные дни.
Стоимость билетов: взрослые 150 рублей, льготные категории – 50 рублей.
Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно.