С 31.08 до 05.10.2018 в Галерее «Файн-Арт» – ЦСИ «Винзавод».
Новая выставка Александра Савко «Супрематическая трагедия» в пространстве Галереи «Файн-Арт» на Винзаводе.
Художник Александр Савко известен своими художественными провокациями и инсинуациями, суть которых заключается в его художественном методе.
Он помещает образы медийного мусора в пространство знаменитых картин великих мастеров, дабы увлеченные его провокациями зрители обратились бы к подлинной культуре. Метод оказался действенным.
Однако в настоящем проекте Александра Савко никаких провокаций нет. Художник возвращает зрителю чудесную страну детства, погружая его в сказочное пространство. Здесь и Аленушка, и принц Гвидон с царем Салтаном, и три девицы и даже Кощей, неистово мчащийся на горячем скакуне.
Одеты персонажи в костюмы 17-го века, а в целом автор использует сказочную стилистику Ивана Билибина. Однако художник рассчитывает на самое активное участие даже самого пассивного зрителя.
Ибо, вглядываясь в холсты Александра Савко, мы замечаем, что лица любимых героев растеряны, а жесты – оборонительные или атакующие. В пространство сказки вторгается нечто непонятное, динамичное, агрессивное, выраженное абстрактными формами.
Так художник метафорически высказывается о чрезвычайно серьезном, опасном явлении – нападении западного гламура на известное с древнейших времен русское искусство – супрематизм с целью захвата его территории.
Супрематизм (известен издревле) особенно зримо проявился в «квадратах» Казимира Малевича. Мало того, в 50- е годы прошлого века, то есть в эпоху непроницаемых друг для друга миров супрематизма и западной гламурятины, «Белый квадрат на белом» Малевича стал источником вдохновения нового европейского искусства – «бедного искусства».
Теперь супрематизм (русский, известен издревле) вновь подвергается агрессивному влиянию новых гламурных направлений. Эту ситуацию художник представил серией работ, где по холстам в царство чистого супрематизма громыхают рыцари в старинных доспехах с копьями и пиками наперевес.
Художник как бы взывает к зрителю – эти оккупанты культуры, западные пришельцы стремятся победить и отодвинуть вниз наш супрематизм.
В этом контексте Александр Савко, выступая как наблюдатель современности и историк искусства, преднамеренно и не без иронии создает двусмысленность между иллюзией битвы и приглашением подумать об открытости искусства, его безграничности.
Каждый из цитируемых Савко художников является гранью многогранной личности самого автора. В абсурдности его изящных метафор, в ироничной и пародийной форме высказывания кроется с одной стороны утверждение ценности всего во всем, с другой – нормальный страх художника в самоидентификации и восхищение высоким искусством.
Меж тем на полотнах бушуют вихри, возникающие при столкновении противоположных смыслов. За картинами ведется наблюдение.
Ирина Филатова
Информация (на 17.08.2018):
Галерея «Файн-Арт» в Центре современного искусства Винзавод.
Адрес: 4-й Сыромятнический переулок, дом 1, строение 6.
Ближайшие станции метро «Чкаловская» и «Курская».
Время работы: вторник – воскресенье с 12:00 до 20:00, выходной день – понедельник.
Посещение галереи – бесплатно