Четверг , 5 декабря 2024

Паоло Трубецкой.

С 22.06 до 26.08.2018 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Инженерный корпус.

Третьяковская галерея открывает выставку Павла Петровича Трубецкого (1866–1938), выдающегося скульптора, одной из главных фигур эпохи Серебряного века, представителя импрессионизма в пластике.

Его творчество в равной мере принадлежит России — родине его предков — и Италии, где он родился, сформировался как художник и прожил большую часть жизни.

Со времени проведения первой и единственной выставки произведений Трубецкого в Москве, состоявшейся в 1991 году, прошло более двадцати пяти лет. Тогда экспонировались работы из собраний Третьяковской галереи, Русского музея и ряда других музеев страны. На нынешней выставке впервые в России представлено также около 30 произведений, созданных за рубежом; это часть коллекции московского собирателя и мецената Давида Михайловича Якобашвили. 

Павел Петрович Трубецкой, сын русского князя П.П. Трубецкого и американской пианистки Ады Винанс, был воспитан в богемной среде итальянских любителей искусства, но не получил систематического художественного образования.

Эстетические взгляды современников были ему хорошо знакомы с детства и оказались близки природе его дарования. Он усвоил культуру «боцетто» — наброска с натуры, которым пользовался его первый учитель, итальянский скульптор Джузеппе Гранди, рано художественно развился и обрел творческую индивидуальность.

Трубецкой воспринял идеи импрессионизма и создал собственный пластический язык: поверхность его работ вибрирует, «дышит» и моделируется сочными, темпераментными, эффектными мазками стекой и пальцами рук.

В России Паоло Трубецкой появился сложившимся и уже известным скульптором, участником многих конкурсов и выставок, попробовавшим силы во всех жанрах скульптуры — от анималистики до портрета, от надгробного памятника до общественного монумента.

В 1897 году он принял приглашение от директора Московского училища живописи, ваяния и зодчества князя А.Е. Львова преподавать скульптуру. Специально для Трубецкого была построена отдельная мастерская с верхним светом и широкими дверями, в которые могли въезжать парные кареты и казаки верхом, построена литейная мастерская и выписан из Италии великолепный литейщик Карло Робекки.

В 1900 году, когда П.П. Трубецкой показал свои работы в русском отделе Всемирной выставки в Париже и получил Гран-при, он, по выражению Огюста Родена, положил начало «русскому триумфу» в мире, и его имя стало ассоциироваться с русской скульптурной школой.

Одной из лучших работ Трубецкого была «Сидящая дама. Госпожа Хернхеймер» (1897), демонстрирующая отточенный образец импрессионистического стиля, с эффектными светотеневыми контрастами, закрученной композицией и виртуозным «живописным» мазком.

Внимание к художнику в России было беспрецедентным. Сама личность П.П. Трубецкого — вегетарианца, окружившего себя целым зверинцем, принципиально не читавшего книг ради сохранения индивидуальности, — вызывала жгучий интерес публики. Его работы породили яростную полемику в художественном мире.

Критики старого академического толка не могли оценить и понять новую пластическую форму и окрестили искусство Трубецкого декадентством. Его мастерская стала местом притяжения художников и публики, сюда приезжал позировать Лев Толстой.

Вершиной творчества Трубецкого стал памятник Александру III, открытый на Знаменской площади Санкт-Петербурга 23 мая 1909 года, — одно из самых ярких произведений не только русского, но и мирового монументального искусства начала ХХ века. Памятник вызывал ощущение невероятной силы, олицетворял огромную суровую страну и стал символом эпохи.

В России Трубецкой создал около 50 первоклассных произведений, характерных portrait-statuette, многие из которых экспонируются на выставке. Скульптор предъявлял высокие требования к качеству бронзовых отливов своих работ и не переставал контролировать как процесс перевода их в бронзу, так и конечный результат. Метод отливки cire perdue (утраченного воска) исключал возможность неавторских повторений.

На выставке представлен ряд известных и значимых работ, выполненных в России, — из собрания Третьяковской галереи и Русского музея.

Более половины экспонатов выставки — произведения из коллекции московского собирателя Д.М. Якобашвили — это портреты, статуэтки, композиции, выполненные во Франции, Италии и США. Большую часть экспонатов из этой коллекции московские зрители и специалисты увидят впервые.

Среди шедевров — портрет Бернарда Шоу, портретные статуэтки Джакомо Пуччини, Огюста Родена, Энрико Карузо. Украшение экспозиции — портрет жены скульптора Элин Трубецкой, известный в единственном экземпляре.

 

 

Информация (на 22.06.2018):

Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Инженерный корпус.

Адрес: Лаврушинский переулок, 12.

Ближайшая станция метро – «Третьяковская».

Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей, льготные категории – 250 рублей, дети до 18 лет – бесплатно.

Комплексный входной билет (Главное здание и Инженерный корпус): взрослые – 700 рублей, льготные категории – 300 рублей, дети до 18 лет – бесплатно.

 

Смотреть еще

Александр Коротаев. Личное дело. Выставочный зал Объединения Московских Скульпторов.

Александр Коротаев. Личное дело.

С 17.07 до 03.08.2024 в ВЗ Объединения Московских Скульпторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *