С 30.03 до 19.08.2018 в Галерее искусств Зураба Церетели.
Институт Сервантеса в Москве и Российская академия художеств при поддержке Московского музея современного искусства представляют выставку «Между абстракцией и фигуративностью. Поэтика испанского искусства 50 – 60-х годов ХХ века». Экспозицию составят 36 произведений живописи, рисунка и скульптуры из частных коллекций.
Участники выставки:
7 художников из группы «Мадридские реалисты»: Эсперанса Парада, братья Хулио и Франсиско Лопес, Мария Морено, Амалия Авиа, Исабель Кинтанилья и Антонио Лопес.
10 художников из группы «Эль Пасо»: Рафаэль Каногар, Луис Фейто, Хуана Франсес, Мануэль Мильярес, Антонио Саура, Мануэль Ривера, Пабло Серрано Антонио Суарес, Мартин Чирино и Мануэль Виола.
И художник Лусио Муньос – как «связующее звено» между двумя школами.
Кураторы проекта: Мариса Оропеса и Мариа Тораль.
«Группа «Эль Пасо» возникло как объединение художников и писателей, которые разными путями пришли к осознанию этической необходимости что-то сделать для своей страны».
Так начинается манифест, который в марте 1957 года подписали Рафаэль Каногар, Луис Фейто, Хуана Франсес, Мануэль Мильярес, Антонио Саура, Мануэль Ривера, Пабло Серрано и Антонио Суарес, а также писатели Мануэль Конде и Хосе Айльон. После публикации манифеста к группе присоединяются скульптор Мартин Чирино и живописец Мануэль Виола.
Манифест порожден потребностью в переменах, которую явственно ощущала эта группа художников. С конца Гражданской войны Испания находилась в культурной изоляции и искусство, казалось, утратило свое значение, в то время как Европа и США переживали культурный бум.
Художникам группы «Эль Пасо» удалось покончить с господством академизма и привнести новые техники, до того неизвестные в Испании. Под влиянием абстрактного экспрессионизма, разрушившего стереотипы того времени, они применяли дриппинг, вместо холста использовали мешковину или металлизированную ткань, сыпали на картины песок, приклеивали предметы к холсту, царапали его, писали пастозно. Так создавалось новое понятие живописного пространства.
В то же время реализм, отодвинутый на задний план революционными «измами» XX века, благодаря американским художникам снова стал занимать ведущие позиции.
В это же самое время группа испанских художников решительно включилась в обновление художественной панорамы Испании, предпочитая отражение личных переживаний простой констатации реальности, обратившись к темам из повседневной, обыденной жизни.
Семь художников решили вернуться к фигуративности: Эсперанса Парада, братья Хулио и Франсиско Лопес, Мария Морено, Амалия Авиа, Исабель Кинтанилья и Антонио Лопес. Их роднит не только принадлежность к одному поколению, дружеские и семейные связи, но и сходные мотивы в творчестве, близкие взгляды на саму природу искусства.
Интересно, что художники-реалисты не рассмотривали себя как группу, у них не было желания объединиться и следовать общим схемам и правилам. Каждый из них стремился к независимости, однако их нередко называют творческой группой исходя из связывающих их семейных и дружеских уз.
В этом реалисты отличались от «Эль Пасо», художественного объединения с официально опубликованным манифестом, примкнувшего к господствовавшему тогда движению абстракционизма.
«Мадридские реалисты» стали катализаторами фигуративности, обновили и модернизировали ее. Однако, при всех различиях, они поддерживали тесные отношения с абстрактным искусством.
Здесь важна фигура Лусио Муньоса, соученика художников-реалистов по Академии изящных искусств Сан Фернандо и супруга Амалии Авиа. Муньос повлиял на абстракционистов, в том числе на их эстетику, что демонстрирует «материальный» характер некоторых работ.
Несмотря на кажущиеся противоречия между абстракцией и фигуративностью, легко обнаруживается их взаимовлияние и множество точек соприкосновения. Недаром Люсьен Фрейд замечал, что «чем дольше смотришь на предмет, тем абстрактнее он становится, и при этом, будто нарочно, еще реальнее».
Но что, без сомнения, связывает две группы художников, так это борьба за возвращение искусству той роли, какую оно имело в Испании в прежние времена, и им удалось этого добиться через творчество в стилях, которые на первый взгляд представляются оппозиционными. Кроме того, художники совпали во времени и в пространстве: первые творческие шаги они совершают в Мадриде в 1950-е годы, и именно там вынашивают свои замыслы.
Все эти художники уже вошли в историю испанского искусства как инициаторы и ключевые фигуры художественного переворота.
На выставке впервые вместе представлены работы всех членов группы «Эль Пасо» и мадридских реалистов. Художники находятся между собой в удивительной гармонии.
Хотя это не должно удивлять нас, если мы вспомним, что все они являются продолжателями испанской живописной традиции. Они впитали в себя живительный сок тех источников, которые определили их творчество: мазок Веласкеса, суровость Сурбарана, напряженность Гойи. Это влияние великих мастеров очевидно.
Это уникальная возможность перенестись в ключевой для испанского искусства момент, который определил последующее развитие художественных течений в Испании. Работы восемнадцати художников прекрасно иллюстрируют мысль Альбера Камю: «чтобы быть революционером, надо еще во что-то верить там, где верить не во что».
Мария Тораль
Информация (на 30.03.2018):
Галерея искусств Зураба Церетели
Адрес: Пречистенка ул., 19.
Ближайшие станции метро – «Кропоткинская» и «Парк Культуры».
Время работы: вторник, среда, четверг, суббота с 12:00 до 20:00, в пятницу с 12:00 до 22:00, в воскресенье с 12:00 до 19:00. Выходной день – понедельник.
Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей льготные категории – 100 рублей.