С 01.02 до 15.05.2018 в Музее Русского Импрессионизма.
Все знают имена выдающихся художников, но что известно об их возлюбленных? Кто эти женщины, как они вдохновляли своих мужчин или же вовсе были к ним безучастны, как строили карьеру и становились знаменитыми актрисами или же растворялись в своих спутниках и жертвовали многим ради семейного счастья. Такие разные, такие непохожие, их объединяет лишь одно – все они жены.
Музей Русского Импрессионизма представляет выставку «ЖЁНЫ», куда войдут более 40 портретов возлюбленных великих русских художников. Среди них Илья Репин, Михаил Врубель, Константин Коровин, Валентин Серов, Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Петр Кончаловский, Борис Григорьев, Кузьма Петров-Водкин, Александр Дейнека, Роберт Фальк, Константин Юон, Сергей Судейкин, Юрий Пименов и многие другие.
Видеорепортаж от Cultobzor.ru:
Эта выставка призвана показать, как развивалось русское искусство в период с конца XIX до середины XX века через призму портретов жен великих мастеров. Художественные изменения, которые претерпел женский портрет на рубеже веков, во многом основаны на социальных и политических потрясениях этого непростого времени.
От классических образов, тяготеющих к декоративности и воспеванию женственности, через слом художественных основ русское искусство приходит к образу новой амазонки — советской женщины.
Светские красавицы в корсетах, мехах и шелках, трогательные и пленительные в своей простоте хранительницы очага предстают на портретах конца XIX века. Им на смену приходят решительные революционерки, женщины с прямыми взглядами и крутым разворот плеч — они строят новый мир наравне с мужчинами.
За каждым из представленных шедевров стоит история любви, которые можно рассказывать бесконечно. Посетителей ждет встреча со множеством женских образов, среди которых портрет верной спутницы Валентина Серова Ольги Трубниковой, полностью посвятившей себя мужу и подарившей ему шестерых детей.
Для многих выдающихся живописцев жены были настоящими музами. Например, портрет супруги Кузьмы Петрова-Водкина, прибывший в Музей из Таллина, передает образ нежной возлюбленной художника. Их связывало больше 30 лет трогательных отношений.
Еще для одного известного мастера, Михаила Врубеля, жена была неиссякаемым источником вдохновения. Артистические образы выдающейся оперной певицы, любимицы Саввы Мамонтова Надежды Забелы-Врубель не раз появлялись в работах художника. Один из таких примеров — майолика «Девушка в венке» из Абрамцева.
Еще одна муза и актриса немого кино Вера Судейкина, вторая жена Сергея Судейкина, даже составила список «Обязанностей жены художника», где так и сказано: «Быть физическим идеалом, а потому быть его вечной моделью».
Конец XIX и начало XX века отмечены развитием идеи равноправия, а после революции женщина и вовсе встанет в один ряд с мужчиной. Такое изменение роли женщины в обществе находит свое отражение и в искусстве.
Портрет жены Николая Ионина, ученика Кузьмы Петрова-Водкина, «Женщина в красном» яркий тому пример. Екатерина Самохвалова-Ионина была сестрой известного советского художника Александра Самохвалова.
Тесное общение с мастером позволило Ионину стать одним из пионеров в создании образа советской женщины, специфического и самобытного символа эпохи, впоследствии растиражированного в виде многочисленных «работниц» и «спортсменок» на плакатах.
Как идеал женщины эпохи социализма, той самой «физкультурницы», что наказывает «работать, строить и не ныть!» изображает свою первую жену Александр Дейнека. Строгая и решительная, она олицетворяет образ советской женщины, способной наравне с мужчиной строить новый мир.
Стоит отметить еще одну работу – скульптурный портрет Маргариты Конёнковой, жены советского скульптора Сергея Конёнкова, по праву получившего титул «русского Родена». Нежный, чувственный образ под названием «Весна», для которого позировала его супруга, никак не увязывается с историей советской разведчицы.
Специально для выставки основная коллекция Музея пополнилась работой скульптора Павла (Паоло) Трубецкого «Мать и дитя», где изображена его жена Элин Сундстрём.
К выставке будет издан иллюстрированный каталог, который впервые объединит под одной обложкой несколько десятков портретов и личных историй жен русских художников.
Информация (на 21.01.2018):
Музей Русского Импрессионизма
Адрес: Ленинградский проспект, дом 15, строение 11.
Ближайшая станция метро «Белорусская».
Время работы: понедельник, вторник, четверг – воскресенье с 11:00 до 20:00, в среду – с 12:00 до 21:00.
Входной билет на выставку — 250 рублей.