До 03.12.2017 в Мемориальном музее «Творческая мастерская С.Т. Конёнкова».
Российская академия художеств, Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т.Коненкова» представляют выставку «Эра Самсона», посвященную 100-летию революции.
На выставке экспонируются скульптурные и графические произведения С.Т. Коненкова (1874-1971), посвященные революции, а также впервые представлен проект монумента В.И. Ленину, выполненный совместно с архитектором С.Г. Бродским для конкурса памятника В.И. Ленину на Воробьевых горах в 1957 году.
Творческая деятельность Сергея Тимофеевича Конёнкова началась на рубеже восьмидесятых-девяностых годов девятнадцатого века и развивалась в течение восьми десятилетий, совпав с одной из самых сложных и бурных эпох всемирной истории – с эпохой грандиозных войн и революций.
«Под знаком событий первой русской революции я оформлялся и рос как художник. На баррикадах Пресни передо мной открылась душа восставшего народа…», – писал скульптор в воспоминаниях. Революция, идея духовного обновления и духовного преобразования действительно была особой составляющей мировосприятия Конёнкова.
В начале ХХ века он, борец и бунтарь, пришёл в художественный мир, разрушая академические нормы. Не случайно его первая скульптура – дипломный проект, изображающий Самсона, разрывающего путы, была уничтожена академическим начальством. «Он был задуман мной, как протест, как воплощение пафоса гигантской силы», – напишет потом Конёнков.
Легендарный библейский герой, «благородный титан» Самсон – образ, который сопровождал скульптора на протяжении всей жизни и стал своеобразным символическим знаком не только его творчества, но и пережитой им великой эпохи. «С юношеских лет меня увлекла солнечная легенда о благородном титане».
Именно с «Самсона» начался первый расцвет искусства Конёнкова – речь идет о вышеупомянутой дипломной работе «Самсон, разрывающий узы» (1902), выполненной в стенах Санкт-Петербургской Академии художеств.
Современная художественная критика видела в этой работе одно из самых значительных явлений новой русской скульптуры. Художник как бы «нашел себя», здесь впервые проявился особый мифотворческий дар Конёнкова.
«Мне хотелось отразить в этой статуе настроение окружавшей меня жизни, – рассказывал скульптор о своей работе критику Сергею Глаголю. – Я видел, что конец народному долготерпению близок, что колосс-народ не в силах больше выносить сковывающих его цепей. Вот-вот и он сделает нечеловеческое усилие, чтобы разорвать крепкие, веками связывавшие его путы.
Да. Сделает, но разорвёт ли? И я чувствовал, я предугадывал, что это произойдёт не сразу. Нелёгок путь к свободе… Но придёт время и измученный титан вздохнёт. Он снова соберётся с силами, сделает новое, ещё большее усилие и разорвёт узы рабства…»
От первого «Самсона, разрывающего узы» идёт нескончаемая вереница одноимённых символических образов, графических и скульптурных, созданных мастером в разных странах, в разные годы. Само время, кажется, наполняло эти работы новыми смыслами.
Обессилевший, остриженный Самсон, когда «дух Божий отступился от него» … Ослеплённый Самсон, возвращающийся к Богу… Самсон карающий… «Освобождённый человек» … Как говорил сам Конёнков, именно Самсон может символизировать Россию, которая прошла через кровь Второй мировой войны…
Все это многообразие религиозно-философских поисков и форм их выражения конёнковской «Самсонианы» впервые будет представлено на выставке, посвященной 100-летию революции, – «Эра Самсона».
Особое место в экспозиции выставки занимает реконструкция конкурсного проекта монумента В.И. Ленину на Воробьёвых горах, выполненного Конёнковым в 1957 году совместно с архитектором С.Г. Бродским.
Этот, пожалуй, самый необычный в истории советского искусства, грандиозный по замыслу проект представлял собой сложно устроенный монументальный комплекс «с сотнями фигур на террасах и лестницах, спускающихся к Москве-реке», огромными обелисками, увенчанными созвездиями, и вращающейся центральной скульптурной композицией с фигурой Ленина на земном шаре, устроенной таким образом, «что рука Ленина постоянно указывала на Солнце».
Соглашаясь с одним из критиков, мы «будем думать всё же, что не вращение глобуса и не сам глобус – главное в проекте»: десятки скульптур остались намеченными лишь в эскизах, но выполнены Конёнковым с таким покоряющим темпераментом и мастерством, что самодостаточны и великолепны уже сами по себе и заслуживают самого пристального внимания зрителя…
Информация (на 17.11.2017):
Мемориальный музей-мастерская С.Т. Конёнкова
Адрес: улица Тверская, дом 17.
Проезд до станций метро «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская».
Время работы: вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье — с 12:00 до 20:00, в четверг с 13:00 до 21:00, понедельник — выходной день. Последняя пятница каждого месяца — санитарный день.
Стоимость билетов: взрослые — 100 рублей, льготные категории — 50 рублей.