До 29.07.2017 в Галерее актуального искусства RuArts.
Яркие «Стикеры» Александра Егорова, на первый взгляд, кажутся не чем иным, как парадом мировых брендов или, если угодно, впечатляющей коллекцией наклеек-вкладышей.
McDonalds, Burger King, Coca-Cola, Snickers, Mars, Nestle… – выброшенные, скомканные фантики и упаковки выглядят очень привлекательно, не хуже свеженьких продуктов на полке супермаркета.
В пору задать вопрос: откуда столько эмоций? Кто кого использовал: потребитель производителя или наоборот?
Александр Егоров, выпускник Университета печати и Британской высшей школы дизайна, много работающий в фэшн-индустрии, снимающий для глянцевых изданий, ловко обращается с эстетикой рекламной съемки.
Снимая ночью с яркой вспышкой, он воссоздает «места преступления», сбивающие с толку своей нарядностью и сочностью. Эти явно постановочные, скомканные символы капитализма настолько прекрасны именно здесь и сейчас, захваченные как бы врасплох, что кажутся совсем не тем, чем являются.
Критически настроенный зритель может увидеть в этой серии стремление фотографа к борьбе с символами потребления, поп-культуры и глянца, заподозрить в этом искреннее экологическое высказывание.
Но действительно ли в этом задумка автора и насколько велика здесь доля иронии? Либо речь для иного смотрящего, совсем не об иронии, а о возможности наслаждения визуальным образом, из какого бы мусора он ни произрастал…
Если попробовать детальнее разобрать метод автора, постепенно эти противоположные, казалось бы, подходы начинают работать вместе. Егоров исследует природу цвета – формальный поиск приводит к критическому высказыванию.
Возможно, следуя философским размышлениям Казимира Малевича об искусстве и человеке: «Мы не можем победить природу, ибо человек – природа» («О новых системах в искусстве», 1919), Александр Егоров сталкивает сконструированную человеком природу (парковый ландшафт) и визуальные отбросы культуры потребления.
Помещая нарочито искусственные объекты – пластиковые «улики» потребления – в псевдоприродную среду, автор (имея в виду их общее начало, по Малевичу) организует их сцепку на уровне цветовой гармонии.
Вспышка делает все цвета насыщенными и как будто сделанными из одной и той же материи. Работа лучших бренд-менеджеров и дизайнеров упаковки проверена и одобрена тюльпанами, барбарисом и папоротником.
После первых минут просмотра серии зритель, освоив первый критический слой высказывания, погружается в чистое созерцание.
В финальном аккорде ему даже не нужен цвет: девственно белый одноразовый стаканчик берет на себя все предыдущие значения и коннотации, своей базовой формой четко вторя внешней линии проекта. Воображению остается лишь приклеить на него стикер любого подходящего по цвету бренда.
Катерина Зуева
Информация (на 29.06.2017):
Галерея актуального искусства RuArts.
Адрес: 1-й Зачатьевский переулок, дом 10.
Ближайшая станция метро – «Кропоткинская».
Время работы: вторник – суббота с 12:00 до 20:00, воскресенье и понедельник – выходные дни
Посещение галереи – бесплатно.