Воскресенье , 28 апреля 2024

Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова.

До 30.07.2017 в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева и Фонде IN ARTIBUS.

К 280-летию со дня рождения великого русского архитектора.

Более 140 произведений, включая графику, живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, исторические артефакты и видео, предстанут перед зрителями на обеих площадках и условно разделят экспозицию на семь частей.

Работы великого зодчего на выставке будут дополнены произведениями таких знаменитых архитекторов и художников, как Матвей Казаков, Джакомо Кваренги, Джованни Баттиста Пиранези, Рембрандт Харменс ван Рейн и другие.

Куратор выставки Сергей Хачатуров комментирует:

«Наследие великого зодчего Баженова известно, однако существует загадочный и таинственный раздел в его творчестве, который называется «готический вкус».

Он давно привлекает специалистов, но тем не менее никем не рассматривался как сюжет огромной выставки. При этом смыслы и идеи, связанные с русской готикой, помогают лучше понять диалог века Просвещения и века сегодняшнего. Цель нашего проекта — этот диалог развить».

В Музее архитектуры выставочный проект займет шесть залов главной анфилады параллельно с двумя залами постоянной экспозиции, где представлена модель Большого Кремлевского дворца, созданная Баженовым в 70-е годы XVIII века.

Первым зрителя встречает раздел «Пропилеи». В нем раскрывается веер возможных вариантов интерпретации темы «готический вкус» в век Просвещения. Интерьер готического собора (картина Эмануэля де Витте) будет соседствовать с рембрандтовским видом старого Амстердама, который, в свою очередь, рифмуется с панорамами древнерусских городов.

В этом же разделе вводится сюжет о театре (театральная декорация Василия Баженова периода парижского ученичества), о парафразе рыцарских турниров — великосветских каруселях, а также тема готической меланхолии в культе руин на гравюрах Пиранези.

По логике движения зритель продолжает знакомиться с «готическим вкусом» в разделе «Резиденция». Его залы станут словно изнаночной стороной кремлевской утопии. Зритель увидит дворцы, спроектированные Василием Баженовым и Матвеем Казаковым именно в «готическом вкусе», включая элементы ренессансных, маньеристических и палладианских планировочных схем.

В центре внимания — созданная Баженовым панорама резиденции Царицыно (1776). Некоторые редкие листы московской архитектурной школы времени классицизма демонстрируются впервые. Они знакомят с тем, как конкретные мотивы древнерусской архитектуры Кремля интерпретировались в новых светских постройках. В этом же разделе представлены обмерные чертежи Царицына, филигранно выполненные советскими архитекторами 1950-х годов.

Завершает анфиладу раздел «Храм». Его экспонаты — уникальные свидетельства поиска образа идеальной церкви в культуре века Просвещения.

В фонде IN ARTIBUS зрителя встречает раздел «Русское готическое». Пространство фонда преобразится в площадь, центром которой станут соборы Кремля и колокольня «Иван Великий» из модели Большого Кремлевского дворца Василия Баженова.

Экспонаты вокруг образуют подобие панорамы. Поскольку понятие «готическое» было подвижно, то при изображении древнерусских царей, князей и героев художники ориентировались на каноны театра.

Театральная культура, риторика сцены, метафоры, символы становятся частью экспозиции в фонде IN ARTIBUS. В перспективных коридорах зала при входе мы видим два портрета: Василия Баженова в кругу семьи (1780-е) и Екатерины II во время коронации в Успенском соборе Кремля 22 сентября 1762 года (1777). И та и другая композиция вписывается в панегирическую театральную традицию. Выстраивается диалог двух героев просвещенного спектакля в «готическом вкусе».

Театральная символика определяет и завершающий экспозицию раздел «Турнир». Гравюры и скульптуры XVIII — первой половины XIX века воскрешают образ императорских праздников, ставших популярными в эпоху Екатерины II конных каруселей.

Их прототипом были рыцарские турниры «готических времен». В век Просвещения карусели становились зеркалом, в котором культура стремилась лицезреть свое парадное отражение.

Куратор выставки Анна Корндорф комментирует:

«Эта выставка — не только первая публикация большого числа интереснейших работ из собрания Музея архитектуры, но и особая экспозиционная среда, которая позволит зрителям посмотреть на историю глазами просвещенного человека XVIII столетия и увидеть „готическое“ в самых неожиданных явлениях русской и европейской культуры».

В экспозициях обеих площадок представлены произведения из собраний Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева, фонда IN ARTIBUS, Государственной Третьяковской галереи, Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, Государственного музея-заповедника «Царицыно», Российской государственной библиотеки и из частных коллекций.

К открытию проекта подготовлен каталог на русском и английском языках. В рамках выставки пройдет насыщенная образовательная программа, включающая круглый стол, лекции, экскурсии, кинопоказы и многое другое.

Подробнее об образовательной программе – http://cultobzor.ru/2017/04/programma-k-vystavke-gotika-prosvessheniya/

 

 

Информация (на 28.04.2017):

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева – Анфилада главного здания.

Адрес: улица Воздвиженка, дом.5/25.

Ближайшие станции метро “Библиотека имени Ленина”, “Арбатская”, “Александровский сад” и “Боровицкая”.

Время работы: вторник, четверг – с 13:00 до 21:00, среда, пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 20:00, выходной день – понедельник.

Стоимость билетов – 250 рублей, для льготных категорий – 100 рублей.

 

Фонд «IN ARTIBUS»

Адрес: Пречистенская набережная, дом 17 (вход с Курсового переулка).

Ближайшая станция метро «Кропоткинская»

Время работы: вторник – воскресенье с 12:00 до 20:00, понедельник – выходной день.

Вход свободный.

 

Смотреть еще

Музей архитектуры МУАР Лекция Городские проекты 15 декабря 2023

Лекция «Городские проекты».

15.12.2023 в Музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *