Мужики и бабы. Скульптура 1920-1950-х годов.

До 20.08.2017 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу.

В рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники»

В постоянной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском Валу открывается камерная выставка, которая знакомит зрителей с редко экспонируемыми произведениями из коллекции скульптуры ХХ века.

Проект «Мужики и бабы», посвященный образам крестьян в скульптуре 1920–1950-х годов, представляет работы лучших мастеров советской пластики — Е.Ф. Белашовой, В.Н. Домогацкого, Б.Д. Королева, В.И. Мухиной, Б.Ю. Сандомирской, С.М. Чуракова, И.Д. Шадра.

Выставка дает возможность понять, каким предстает крестьянин в пластике ХХ века. До сих пор эта тема не была предметом специального рассмотрения, хотя ещё в начале прошлого столетия Россия оставалась аграрной страной, а художники со времен передвижников проявляли постоянный интерес к крестьянской теме.

Экспозиция включает портреты, характерные типажи, сцены работы в поле, изображения отдыхающих крестьянок. Многие из представленных произведений уже в годы создания стали заметным явлением выставочной жизни, активно обсуждались критиками, а теперь составляют фонд шедевров советского искусства.

Так, «Крестьянка» В.И. Мухиной, созданная по государственному заказу к выставке «10 лет Октября», была отправлена на Венецианскую биеннале 1928 года и имела там невероятный успех.

На выставках Общества русских скульпторов, объединения, собравшего лучших мастеров эпохи рубежа 1920-1930-х годов, экспонировались «Молодайка» М.Д. Рындзюнской, «Рязанский мужик» и «Рязанская баба» Б.Ю. Сандомирской.

В экспозиции можно выделить несколько тематических пластов. Ряд образов ассоциируется с представлением о крестьянстве как носителе народной мудрости, как хранителе опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Вместе с тем иногда в них читаются черты консерватизма и патриархальности, отличающие крестьянина как особый социальный тип, ритм жизни которого подчинен природному циклу.

Другие скульптуры имеют портретный характер, но при этом образы несут в себе некие архетипические черты, отражающие особенности мироощущения русского крестьянина, – это «Федот Нечесаный. Крестьянин из Ясной поляны» Б.Д. Королева, «Старик» Е.Ф. Белашовой.

Еще один тематический блок связан с показом труда на земле. «Сеятель» И.Д. Шадра, разбрасывающий семена из короба, воплощает сложившуюся в веках традицию. Напротив, «Комбайнерка» А.В. Бабичева отражает произошедшие в жизни деревни изменения.

«Бабушка деревенская» С.М. Чуракова – образ, благодаря которому послевоенным поколениям становится понятна судьба деревни в годы войны.

Жизнеутверждающие образы, включающие темы крестьянского отдыха, веселья и танца, представлены произведениями, относящимися к более благополучному периоду послевоенных лет («Русский танец» З.В. Баженовой, «Шурка» Е.Ф. Белашовой, «Колхозница Дуняша» Б.Ю. Сандомирской).

Выставка предоставляет возможность сопоставить работы разных мастеров на одну тему – жизнь крестьянства 1920-1950-х годов, когда знаковые и менее известные произведения, поддерживая друг друга, усиливают и оттеняют звучание образов, в которых есть и монументальная торжественность, и трагизм, и лирика.

 

 

Информация (на 01.03.2017):

Государственная Третьяковская Галерея, здание на Крымском Валу, зал 24.

Адрес: улица Крымский Вал, дом 10.

Ближайшие станции метро «Октябрьская» и «Парк Культуры»

Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Стоимость билетов – 400 рублей, льготные категории – 150 рублей.

 

Смотреть еще

Пластические беседы Виктора Корнеева. Калужский музей изобразительных искусств

Пластические беседы Виктора Корнеева.

С 12.07 до 11.08.2024 в Калужском музее изобразительных искусств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *