25.02.2017 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу.
В рамках образовательной программы к выставке «Оттепель» – http://cultobzor.ru/2017/02/ottepel-gtg/
Первая сессия программы посвящена послевоенным «реализмам». Что случилось с фигуративным искусством в 1950–1960-е годы, можно ли «суровый стиль» вписать в международный контекст, кто они, «левые» художники в Европе, и, наконец, какое влияние оказал итальянский неореализм на советское кино?
Свое видение европейского и русского искусства представят киновед и сценарист Всеволод Коршунов, художник и историк искусства Егор Кошелев, а также куратор выставки «Оттепель» Кирилл Светляков.
Модератор — Михаил Каменский, известный российский искусствовед, куратор, критик. Сын Александра Каменского, автора термина «суровый стиль».
Всеволод Коршунов. Итальянский неореализм и советское кино 1960-х
Кинематограф 1930-х – середины 1940-х годов практически не работал с реальностью, занимаясь иллюзией красивой, солнечной, сладкой жизни, — и в СССР, и в США периода Великой депрессии, и в тоталитарных Германии и Италии.
Неореалистическая революция в середине 1940-х годов стала глотком свежего воздуха. Реальность, прорвавшаяся на экраны, разомкнула и границы национальных кинематографий: неореализм стал отправной точкой для «новых волн» в мировом кино.
Бунт реальности против павильонной условности захлестнул испанское, французское, британское, американское и, конечно, советское кино. Нашим ответом неореалистической революции можно считать кино эпохи оттепели.
Всеволод Коршунов — сценарист, киновед, кандидат искусствоведения, шеф-редактор отдела документальных фильмов и сериалов телеканала «Россия – Культура», куратор факультета «Современное кино и дистрибуция» Московской школы кино, лауреат ТЭФИ.
Егор Кошелев. «Левые» художники в Европе.
Лекция посвящена основным тенденциям в развитии реалистического искусства послевоенной Европы, авторам, которых в советское время причисляли к союзникам, выставляли и, соответственно, влияние которых испытывали.
С крушением СССР авторитет послевоенных реалистов в российском культурном пространстве почти сошел на нет. В сегодняшнем неолиберальном мире, казалось бы, сложно представить, чтобы художнику-коммунисту или официальному мастеру, работавшему в одной из «стран народной демократии», было отведено серьезное историческое место.
Тем не менее речь идет о значительных художниках, определивших лицо искусства своего времени, без понимания которых невозможно осознать общеевропейский культурный процесс второй половины прошлого века: Р. Гуттузо, Д. Манцу, В. Зитте, В. Тюбке.
Егор Кошелев — художник, живописец, кандидат искусствоведения, автор лекционного курса «Реализм и реализмы в искусстве второй половины ХХ – начала XXI века».
Кирилл Светляков. «Суровый стиль» в международном контексте
Произведения художников главного официального движения в изобразительном искусстве 1960-х годов, которое, по словам Александра Боровского, было «последней попыткой советского искусства «вызвать на разговор» государство», рассматриваются в соотношении с работами их зарубежных современников.
Кирилл Светляков — кандидат искусствоведения, куратор, критик, главный специалист Третьяковской галереи, автор идеи и куратор выставки «Оттепель».
Культурно-образовательная программа Третьяковской галереи «Преодолевая границы. Искусство после Второй мировой войны. Европа / СССР» в рамках фестиваля «Оттепель: лицом к будущему».
Третьяковская галерея и ГМИИ им. А.С. Пушкина представляют совместный образовательный проект — лекционный цикл «Преодолевая границы», посвященный эпохе, когда искусство, «преодолевая границы», стало важным фактором, объединяющим людей вне зависимости от национальности, политических взглядов и эстетических пристрастий.
Лекторий музейного фестиваля «Оттепель: Лицом к будущему» задуман как площадка для дружеского профессионального общения в формате мини-конференций.
Каждую тему представляют три специалиста, которые обсудят параллели, пересечения и специфику художественного процесса на Западе и в Советском Союзе.
К участию приглашены искусствоведы, а также специалисты по литературе, кино, музыке, истории науки. Лекции рассчитаны на специалистов и широкий круг заинтересованных слушателей.
Место проведения: Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу, конференц-зал.
Время: по субботам, начало в 16:00
Расписание:
25 февраля 2017 – Реализм после Второй мировой войны
11 марта 2017 – Абстракция в послевоенном искусстве
25 марта 2017 – Европейский поп-арт / советский «коммунальный модерн»
7 апреля 2017 – «Пространство — движение — бесконечность». Кинетическое искусство 1960-х
21 апреля 2017 – Искусство ЭВМ: «program based art», электронная музыка и т.д.