Четверг , 28 марта 2024

Реализм после Второй мировой войны. Культурно-образовательная программа «Преодолевая границы.

25.02.2017 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу.

В рамках образовательной программы к выставке «Оттепель» — http://cultobzor.ru/2017/02/ottepel-gtg/

Первая сессия программы посвящена послевоенным «реализмам». Что случилось с фигуративным искусством в 1950–1960-е годы, можно ли «суровый стиль» вписать в международный контекст, кто они, «левые» художники в Европе, и, наконец, какое влияние оказал итальянский неореализм на советское кино?

Свое видение европейского и русского искусства представят киновед и сценарист Всеволод Коршунов, художник и историк искусства Егор Кошелев, а также куратор выставки «Оттепель» Кирилл Светляков.

Модератор — Михаил Каменский, известный российский искусствовед, куратор, критик. Сын Александра Каменского, автора термина «суровый стиль».

 

Режиссер Витторио де Сика «Похитители велосипедов» 1948
Режиссер Витторио де Сика «Похитители велосипедов» 1948

 

Всеволод Коршунов. Итальянский неореализм и советское кино 1960-х

Кинематограф 1930-х – середины 1940-х годов практически не работал с реальностью, занимаясь иллюзией красивой, солнечной, сладкой жизни, — и в СССР, и в США периода Великой депрессии, и в тоталитарных Германии и Италии.

Неореалистическая революция в середине 1940-х годов стала глотком свежего воздуха. Реальность, прорвавшаяся на экраны, разомкнула и границы национальных кинематографий: неореализм стал отправной точкой для «новых волн» в мировом кино.

Бунт реальности против павильонной условности захлестнул испанское, французское, британское, американское и, конечно, советское кино. Нашим ответом неореалистической революции можно считать кино эпохи оттепели.

Всеволод Коршунов — сценарист, киновед, кандидат искусствоведения, шеф-редактор отдела документальных фильмов и сериалов телеканала «Россия – Культура», куратор факультета «Современное кино и дистрибуция» Московской школы кино, лауреат ТЭФИ.

 

Ренато Гуттузо «Девушки Палермо» 1940
Ренато Гуттузо «Девушки Палермо» 1940

 

Егор Кошелев. «Левые» художники в Европе.

Лекция посвящена основным тенденциям в развитии реалистического искусства послевоенной Европы, авторам, которых в советское время причисляли к союзникам, выставляли и, соответственно, влияние которых испытывали.

С крушением СССР авторитет послевоенных реалистов в российском культурном пространстве почти сошел на нет. В сегодняшнем неолиберальном мире, казалось бы, сложно представить, чтобы художнику-коммунисту или официальному мастеру, работавшему в одной из «стран народной демократии», было отведено серьезное историческое место.

Тем не менее речь идет о значительных художниках, определивших лицо искусства своего времени, без понимания которых невозможно осознать общеевропейский культурный процесс второй половины прошлого века: Р. Гуттузо, Д. Манцу, В. Зитте, В. Тюбке.

Егор Кошелев — художник, живописец, кандидат искусствоведения, автор лекционного курса «Реализм и реализмы в искусстве второй половины ХХ – начала XXI века».

 

Павел Никонов «Геологи» 1962 Собрание Государственной Третьяковской галереи
Павел Никонов «Геологи» 1962 Собрание Государственной Третьяковской галереи

 

Кирилл Светляков. «Суровый стиль» в международном контексте

Произведения художников главного официального движения в изобразительном искусстве 1960-х годов, которое, по словам Александра Боровского, было «последней попыткой советского искусства «вызвать на разговор» государство», рассматриваются в соотношении с работами их зарубежных современников.

Кирилл Светляков — кандидат искусствоведения, куратор, критик, главный специалист Третьяковской галереи, автор идеи и куратор выставки «Оттепель».

 

Николай Андронов «Плотогоны» 1960-1961 Собрание Государственной Третьяковской галереи
Николай Андронов «Плотогоны» 1960-1961 Собрание Государственной Третьяковской галереи

 

Культурно-образовательная программа Третьяковской галереи «Преодолевая границы. Искусство после Второй мировой войны. Европа / СССР» в рамках фестиваля «Оттепель: лицом к будущему».

Третьяковская галерея и ГМИИ им. А.С. Пушкина представляют совместный образовательный проект — лекционный цикл «Преодолевая границы», посвященный эпохе, когда искусство, «преодолевая границы», стало важным фактором, объединяющим людей вне зависимости от национальности, политических взглядов и эстетических пристрастий.

Лекторий музейного фестиваля «Оттепель: Лицом к будущему» задуман как площадка для дружеского профессионального общения в формате мини-конференций.

Каждую тему представляют три специалиста, которые обсудят параллели, пересечения и специфику художественного процесса на Западе и в Советском Союзе.

К участию приглашены искусствоведы, а также специалисты по литературе, кино, музыке, истории науки. Лекции рассчитаны на специалистов и широкий круг заинтересованных слушателей.

 

Место проведения: Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу, конференц-зал.

Время: по субботам, начало в 16:00

Расписание:

25 февраля 2017 — Реализм после Второй мировой войны

11 марта 2017 — Абстракция в послевоенном искусстве

25 марта 2017 — Европейский поп-арт / советский «коммунальный модерн»

7 апреля 2017 — «Пространство — движение — бесконечность». Кинетическое искусство 1960-х

21 апреля 2017 — Искусство ЭВМ: «program based art», электронная музыка и т.д.

 

 

 

Смотреть еще

Выставка Виктор Казарин Структура непокоя Новая Третьяковка Третьяковская галерея

Виктор Казарин. Структура непокоя.

С 28.11.2023 до 15.01.2024 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу – Новая Третьяковка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *