Из вступительной статьи Р.В. Зарапина к каталогу выставке «Иван Владимиров – свидетель непростого времени» в Музее современной истории России (февраль 2017 года). Подробнее о выставке – http://cultobzor.ru/2017/02/ivan-vladimirov-svidetel-neprostogo-vremeni/
Иван Алексеевич Владимиров (29 декабря 1869 (10 января 1870), Вильно, Российская империя — 14 декабря 1947, Ленинград, СССР) — российский, советский живописец и рисовальщик, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Известен как художник реалистической школы в живописи, баталист и автор цикла документальных зарисовок 1917—1918 годов.
Отец – Алексей Порфирьевич одно время работал библиотекарем при Московском Английском клубе, который располагался в здании, которое сейчас занимает Музей современной истории России.
Учился Иван Владимиров сначала в Виленской рисовальной школе, потом в Петербургской Академии Художеств, где он был учеником знаменитых баталистов Франца Рубо, Богдана Виллевальде и Алексея Кившенко. Позже была стажировка в парижской мастерской Эдуарда Детайля.
На рубеже веков, когда многие художниками увлекались экспериментами в стиле модерн, Иван Владимиров сохранял верность реалистической школе и традициям, заложенным передвижниками.
Настоящую славу Владимирову принесли военные зарисовки: в качестве художника-корреспондента журнала «Нива» он побывал на русско-японской войне (1904-1905), Балканских войнах (1912-1913) и, конечно, на фронтах Первой мировой войны (1914-1918).
Уже потом, в годы Великой Отечественной войны, он писал: «Во всех моих художественных работах основная идея была выразить устремление наших бравых бойцов к отражению и уничтожению ненавистных, но сильных и злобных врагов Родины».
Весной 1917 года старой России пришел конец. Февральская революция привела к свержению монархии, а Октябрьская смела последние остатки прежнего строя.
Владимиров, конечно, не находился в оппозиции к царской власти и не имел прямого отношения к каким-либо партиям, революционерам он тогда скорее сочувствовал. Еще во время Первой русской революции появились его картины «На баррикадах в 1905 году» и «Бой на Пресне».
Летом 1917 года была опубликована работа «Умрем за свободу и революцию! Пойдем добывать мир для народов».
Полотна Владимирова, написанные на историко-революционные сюжеты, широко публиковались в СССР: «Долой орла», «Арест царских генералов», «Взятие буденовцами Мелитополя», «Ликвидация Врангельского фронта».
Вот только создавались эти картины уже не по личным впечатлениям художника, а по газетам, в лучшем случае – по рассказам очевидцев. Отдельных людей сменяет безликая масса, да и сюжеты полотен слишком типичны.
Нужно отразить зверства «белых» – появляется картина «Расстрел крестьян белоказаками»; чтобы подчеркнуть военное превосходство революционных войск – пишется «Захват врангелевских танков Красной Армией под Каховской».
Лояльность власти закреплялась членством Владимирова в художественных объединениях АХРР и Ленинградском союзе советских художников, его участием в официозных выставках с соответствующими называниями «Красная Армия в советском искусстве» (1930) или «15 лет РККА» (1933).
Символом доверия со стороны властей было участие Владимирова в работе Всемирной выставки в Париже (1937).
Вот только как на самом деле художник относился к тем изменениям, которые произошли в стране? Долгое время эта сторона его творчества оставалась неизвестной, и лишь сравнительно недавно стало возможно публиковать и другие его картины на «революционные» темы.
Героями его полотен опять становились простые люди – те самые, ради которых и устраивалась революция. Многие работы художника долгое время оставались неизвестны широкой публике.
В 1917 году Владимиров пошел работать в Петроградскую милицию, и этот бесценный опыт стал источником многих сюжетов.
Они показывают другую, непарадную сторону революции: «Русское духовенство на принудительных работах», «Допрос в комитете бедноты», «В подвалах ЧК», «Петроград. Переезд выселенной семьи» и т.д.
Произведения художника, сохранившиеся в частных коллекциях, описывают отношение Ивана Владимирова к послереволюционным изменениям, его работы: «У рояля», «Субботник», «На посту», «В театре. Царская ложа», – несут в себе тончайший сарказм автора над происходящим.
Каноны социалистического реализма, расцвет которого начинается в тридцатые годы, требовали изображения вождей – не только в официальной обстановке, но и в кругу друзей, в минуты раздумий.
Владимирову, художественный талант которого ни у кого не вызывал сомнений, тоже пришлось принять в этом участие. Он делал карандашные зарисовки с Ленина, хотя написать парадный портрет ему так и не поручили.
Да и Сталина рисовать пришлось не раз: на картине «Сталин в ссылке» (1935) изображены враги царской власти, которые таскают тяжести, и ноша будущего «отца народов» куда тяжелее, чем у остальных.
Приходилось реагировать и на важнейшие политические события: спасение экспедиции Нобиле ледоколом «Красиным», «Баррикады в Испании» – о событиях гражданской войны в этой стране, парадные картины «Въезд советских войск в Выборг» и «Сдача финнов» как отклик на советско-финскую войну 1939-1940-х годов.
Великую Отечественную войну Иван Владимиров провел в Ленинграде, и здесь, в блокадном городе, вновь проявился его талант наблюдателя – сохранились его дневниковые записи и рисунки, рисунки людей, руин зданий, заметенных снегом и заваленных обломками улиц.
Иван Алексеевич Владимиров прожил длинную жизнь и умер уже после Великой Отечественной войны, 14 декабря 1947 года в возрасте 77 лет.
Слава официозного художника сопровождала его всю вторую половину XX века, и только сейчас, когда стали известны документы из его архива, это мнение активно пересматривается – Владимирова пытаются сделать критиком советского строя или чуть ли не скрытым оппозиционером.
Изучая его творчество, понимаешь, что не нужно навешивать поспешные ярлыки и надо воспринимать Ивана Владимирова как неравнодушного и честного свидетеля. Свидетеля непростого времени.