Вторник , 19 марта 2024

Иван Алексеевич Владимиров (1869-1947).

Из вступительной статьи Р.В. Зарапина к каталогу выставке «Иван Владимиров — свидетель непростого времени» в Музее современной истории России (февраль 2017 года). Подробнее о выставке — http://cultobzor.ru/2017/02/ivan-vladimirov-svidetel-neprostogo-vremeni/

Иван Алексеевич Владимиров (29 декабря 1869 (10 января 1870), Вильно, Российская империя — 14 декабря 1947, Ленинград, СССР) — российский, советский живописец и рисовальщик, Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Известен как художник реалистической школы в живописи, баталист и автор цикла документальных зарисовок 1917—1918 годов.

Отец – Алексей Порфирьевич одно время работал библиотекарем при Московском Английском клубе, который располагался в здании, которое сейчас занимает Музей современной истории России.

 

Иван Владимиров "Автопортрет" 1910 Собрание Владимира Руги
Иван Владимиров «Автопортрет» 1910 Собрание Владимира Руги

 

Учился Иван Владимиров сначала в Виленской рисовальной школе, потом в Петербургской Академии Художеств, где он был учеником знаменитых баталистов Франца Рубо, Богдана Виллевальде и Алексея Кившенко. Позже была стажировка в парижской мастерской Эдуарда Детайля.

На рубеже веков, когда многие художниками увлекались экспериментами в стиле модерн, Иван Владимиров сохранял верность реалистической школе и традициям, заложенным передвижниками.

Настоящую славу Владимирову принесли военные зарисовки: в качестве художника-корреспондента журнала «Нива» он побывал на русско-японской войне (1904-1905), Балканских войнах (1912-1913) и, конечно, на фронтах Первой мировой войны (1914-1918).

Уже потом, в годы Великой Отечественной войны, он писал: «Во всех моих художественных работах основная идея была выразить устремление наших бравых бойцов к отражению и уничтожению ненавистных, но сильных и злобных врагов Родины».

 

Иван Владимиров "Лед тронулся" 1910-е Собрание Владимира Руги
Иван Владимиров «Лед тронулся» 1910-е Собрание Владимира Руги

 

Весной 1917 года старой России пришел конец. Февральская революция привела к свержению монархии, а Октябрьская смела последние остатки прежнего строя.

Владимиров, конечно, не находился в оппозиции к царской власти и не имел прямого отношения к каким-либо партиям, революционерам он тогда скорее сочувствовал. Еще во время Первой русской революции появились его картины «На баррикадах в 1905 году» и «Бой на Пресне».

Летом 1917 года была опубликована работа «Умрем за свободу и революцию! Пойдем добывать мир для народов».

Полотна Владимирова, написанные на историко-революционные сюжеты, широко публиковались в СССР: «Долой орла», «Арест царских генералов», «Взятие буденовцами Мелитополя», «Ликвидация Врангельского фронта».

 

Иван Владимиров "Бегство буржуазии из Новороссийска" 1926 Музей современной истории России
Иван Владимиров «Бегство буржуазии из Новороссийска» 1926 Музей современной истории России

 

Вот только создавались эти картины уже не по личным впечатлениям художника, а по газетам, в лучшем случае – по рассказам очевидцев. Отдельных людей сменяет безликая масса, да и сюжеты полотен слишком типичны.

Нужно отразить зверства «белых» — появляется картина «Расстрел крестьян белоказаками»; чтобы подчеркнуть военное превосходство революционных войск – пишется «Захват врангелевских танков Красной Армией под Каховской».

Лояльность власти закреплялась членством Владимирова в художественных объединениях АХРР и Ленинградском союзе советских художников, его участием в официозных выставках с соответствующими называниями «Красная Армия в советском искусстве» (1930) или «15 лет РККА» (1933).

Символом доверия со стороны властей было участие Владимирова в работе Всемирной выставки в Париже (1937).

 

Иван Владимиров "В подвалах ЧК" 1919
Иван Владимиров «В подвалах ЧК» 1919

 

Вот только как на самом деле художник относился к тем изменениям, которые произошли в стране? Долгое время эта сторона его творчества оставалась неизвестной, и лишь сравнительно недавно стало возможно публиковать и другие его картины на «революционные» темы.

Героями его полотен опять становились простые люди – те самые, ради которых и устраивалась революция. Многие работы художника долгое время оставались неизвестны широкой публике.

В 1917 году Владимиров пошел работать в Петроградскую милицию, и этот бесценный опыт стал источником многих сюжетов.

Они показывают другую, непарадную сторону революции: «Русское духовенство на принудительных работах», «Допрос в комитете бедноты», «В подвалах ЧК», «Петроград. Переезд выселенной семьи» и т.д.

 

Иван Владимиров "Русское духовенство на принудительных работах" 1919
Иван Владимиров «Русское духовенство на принудительных работах» 1919

 

Произведения художника, сохранившиеся в частных коллекциях, описывают отношение Ивана Владимирова к послереволюционным изменениям, его работы: «У рояля», «Субботник», «На посту», «В театре. Царская ложа», — несут в себе тончайший сарказм автора над происходящим.

Каноны социалистического реализма, расцвет которого начинается в тридцатые годы, требовали изображения вождей – не только в официальной обстановке, но и в кругу друзей, в минуты раздумий.

Владимирову, художественный талант которого ни у кого не вызывал сомнений, тоже пришлось принять в этом участие. Он делал карандашные зарисовки с Ленина, хотя написать парадный портрет ему так и не поручили.

Да и Сталина рисовать пришлось не раз: на картине «Сталин в ссылке» (1935) изображены враги царской власти, которые таскают тяжести, и ноша будущего «отца народов» куда тяжелее, чем у остальных.

Приходилось реагировать и на важнейшие политические события: спасение экспедиции Нобиле ледоколом «Красиным», «Баррикады в Испании» — о событиях гражданской войны в этой стране, парадные картины «Въезд советских войск в Выборг» и «Сдача финнов» как отклик на советско-финскую войну 1939-1940-х годов.

 

Иван Владимиров "Оборонный день в колхозе" 1941 Собрание Владимира Руги
Иван Владимиров «Оборонный день в колхозе» 1941 Собрание Владимира Руги

 

Великую Отечественную войну Иван Владимиров провел в Ленинграде, и здесь, в блокадном городе, вновь проявился его талант наблюдателя – сохранились его дневниковые записи и рисунки, рисунки людей, руин зданий, заметенных снегом и заваленных обломками улиц.

Иван Алексеевич Владимиров прожил длинную жизнь и умер уже после Великой Отечественной войны, 14 декабря 1947 года в возрасте 77 лет.

Слава официозного художника сопровождала его всю вторую половину XX века, и только сейчас, когда стали известны документы из его архива, это мнение активно пересматривается – Владимирова пытаются сделать критиком советского строя или чуть ли не скрытым оппозиционером.

Изучая его творчество, понимаешь, что не нужно навешивать поспешные ярлыки и надо воспринимать Ивана Владимирова как неравнодушного и честного свидетеля. Свидетеля непростого времени.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *