Воскресенье , Апрель 30 2017
Главная / Выставки / Выставки в 2016 году / Выставки в декабре 2016 / Грузинский авангард: 1900–1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники.

Грузинский авангард: 1900–1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники.

До 12.03.2017 в ГМИИ имени А.С. Пушкина — Отдел личных коллекций.

Произведения из музеев и частных собраний

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина впервые в России представляет столь масштабную выставку работ грузинских художников первой трети ХХ века.

Зрители увидят произведения Нико Пиросманашвили (Пиросмани) (1863–1918), Владимира (Ладо) Гудиашвили (1896–1980), Давида Какабадзе (1889–1952), Кирилла Зданевича (1892–1969), Александра Бажбеук-Меликова (Меликяна) (1891–1966), Елены Ахвледиани (1901–1975), Ираклия Гамрекели (1894–1943), Петрэ Оцхели (1907–1937) и Зиги (Сигизмунда) Валишевского (1897–1936).

Всего представлено более 200 произведений живописи, станковой и театральной-декорационной графики из крупнейших музейных и частных собраний России и Грузии.

Данный проект призван подчеркнуть важность диалога между двумя странами, чьи история и культура неразрывно связаны на протяжении столетий надежными узами. Грузия, и Тифлис в частности, были местом встречи разных цивилизаций, языков и традиций.

Главная идея выставки – показать богатейшее художественное наследие грузинского искусства эпохи авангарда.

В начале ХХ века авангардная мысль оказала сильнейшее воздействие на разные виды искусства в Грузии: живопись, литературу, музыку и театр. Тифлис стал центром творческого эксперимента, «маленьким Парижем».

Культурная жизнь города была насыщена событиями: артистические кафе наперебой устраивали поэтические турниры. Здесь выступали В. Маяковский и О. Мандельштам, в Тифлис переехали поэты В. Каменский и А. Кручёных.

В консерватории преподавал Г. Нейгауз. Философ Г. Гурджиев открыл здесь первый «Институт гармонического развития человека» и «Школу коллективной гимнастики», где все желающие могли поступить в классы и изучать «сакральные танцы» и «сакральную гимнастику».

В 1910-е годы Д. Какабадзе, братья Зданевич, А. Бажбеук-Меликян и др. отправились из Грузии на учебу в Санкт-Петербург и Москву. Они активно включились в столичную художественную жизнь, сблизились с представителями русского авангарда, участвовали в выставках и диспутах, выступали с художественными манифестами.

В 1912 году петербуржец Михаил Ле-Дантю и тифлисец, поэт-футурист Илья Зданевич «открыли» творчество Пиросмани сначала русской, а затем и европейской публике. Они были первыми, кто сопоставил работы Пиросмани с произведениями А. Руссо, вокруг которого в начале 1900 х объединились П. Пикассо, А. Матисс, А. Дерен и многие другие.

Для грузинских художников «нового» поколения картины Пиросмани стали если не источником вдохновения, то примером свободного от «академической косности» чистого искусства. В начале 1920-х многие грузинские художники отправились в Париж, где познакомились с А. Дереном, А. Модильяни, А. Марке, Ф. Леже, Л. Фужитой, а также с русскими авангардистами М. Ларионовым и Н. Гончаровой.

Л. Гудиашвили учился в Академии Рансона; К. Зданевич – в Академии Гранд Шомьер. В Париже прошел ряд выставок с участием грузинских художников.

Интеллектуальная жизнь процветала в Тифлисе и после установления советской власти в Грузии в 1921 году. Авангардный эксперимент продолжался на протяжении 1920-х годов.

В марте 1924 года была создана группа «H2SO4», члены которой издавали журнал под тем же названием; в 1926 году вернулся из Парижа Гудиашвили, в следующем году – Какабадзе, а поэты Симон Чиковани, Тициан Табидзе и Паоло Яшвили продолжали писать и публиковать свои стихи вплоть до конца 1930-х годов.

Затем, в обстановке жестких политических репрессий откровенные художественные эксперименты прекратились; в личной и творческой судьбе многих героев грузинского авангарда начала XX века в полной мере отозвались драматизм истории страны.

В подготовке проекта приняли участие Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей Востока, Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Московский музей современного искусства, Российская государственная библиотека, Российский государственный архив литературы и искусства.

Открыли для научной работы свои архивы и оказали поддержку Национальный музей Грузии им. Ш. Амиранашвили, киноконцерн «Грузия-фильм», Музей-библиотека им. И. Гришашвили и другие.

В рамках проекта подготовлено издание, включающее ряд научных статей, написанных международным коллективом авторов, каталог всех представленных на выставке произведений, а также альбомную часть с полноформатными красочными иллюстрациями.

Кураторы выставки – Ивета Манашерова, Елена Каменская.

Авторы идеи выставки – Марина Лошак, Тамаз Манашеров, Михаил Каменский.

 

 

Информация (на 08.12.2016):

ГМИИ имени А.С. Пушкина – Отдел личных коллекций

Улица Волхонка, дом 10 (ближайшая станция метро – «Кропоткинская»)

Часы работы – ежедневно с 12:00 до 20:00, по четвергам с 12:00 до 21:00. Выходные дни – понедельник, вторник.

Стоимость билетов – 200 рублей, студенты – 100 рублей, дети до 16 лет – бесплатно.

Основная экспозиция Отдела личных коллекций закрыта до 2019 года, проводятся тематические выставки.

 

Check Also

Лекция Кетеван Кинцурашвили «Пиросмани в контексте грузинского авангарда».

Лекция Кетеван Кинцурашвили «Пиросмани в контексте грузинского авангарда».

25.02.2017 в ГМИИ имени А.С. Пушкина – Отдел личных коллекций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *