Вторник , 23 апреля 2024

Сергей Хачатуров. Искусство времен перестройки и в первые постсоветские годы.

Ноябрь 2016 — Авторский цикл лекций в Московском музее современного искусства.

Посетив цикл лекций Сергея Хачатурова, вы узнаете о тех изменениях, которые происходили в искусстве в «перестроечное» и «постперестроечное» время.

Соцреализм и соцарт, синхронизация отечественной версии перформативных практик с общемировыми тенденциями, бумажная архитектура и московский концептуализм, — таковы некоторые темы модуля.

О лекторе: Сергей Хачатуров – ведущий российский арт-критик, теоретик, куратор, историк искусства, кандидат искусствоведения, доцент кафедры Истории русского искусства исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко.

Опубликовал более тысячи статей в периодических и профессиональных изданиях на темы: изобразительное искусство, архитектура, актуальная культурная жизнь, музыка и театр. Лауреат премии Министерства культуры. Номинант на Государственную премию в области современного искусства «Инновация».

 

Сергей Хачатуров
Сергей Хачатуров

 

Лекции модуля будут проходить по четвергам, с 3 по 24 ноября в 19:30 в здании Московского музея современного искусства на Тверском бульваре, дом 9.

Вы можете посещать модуль целиком, купив абонемент, или только интересные вам лекции, приобретая билеты на каждую из них в отдельности.

Более подробная информация и регистрация – по ссылке >>

 

Юрий Альберт «Что касается Вашего мнения…»
Юрий Альберт «Что касается Вашего мнения…»

 

3 ноября, четверг

19:30 – 21:00

Лекция 1. Судьба концептуального искусства в 80-90-е, младоконцептуалисты и постконцептуалисты.

Признано, что среди направлений в неофициальном искусстве СССР 70-х годов концептуализм оказался стилем, наиболее интересным миру. Это объяснимо в свете того, что логоцентризм – базовая установка традиционной российской культуры.

Потому текстовой, лингвистический анализ жизни советского общества художники круга Монастырского и Кабакова смогли провести виртуозно и быть интересными при этом всей планете.

В 80-е годы художники (Вадим Захаров, Юрий Альберт, группы «Мухоморы», «S-Z») продолжают стратегии критического анатомирования жизни при помощи обнажения глупости языка официальных, догматических клишированных систем коммуникации.

Однако их метод стал более радикально абсурдистским и при этом жизнелюбивым. На некоторых примерах его можно сблизить как с обэриутами эпохи русского авангарда, так и с движением Fluxus, активным в мире 1960-х годов.

Постконцептулизм актуален сегодня как система реинтерпретации наследия классиков стиля. Новое поколение (группа МишМаш, Андрей Кузькин, Ян Тамкович) сам критический анализ предшественников подвергает в свою очередь новому критическому остранению. Так создаются напряженное поле общения и условия новой ценностной интерпретации мира.

 

Комар и Меламид «Мы» 1987-1988
Комар и Меламид «Мы» 1987-1988

 

Лекция 2. Соц-Арт и Акционизм.

10 ноября, четверг

19:30 – 21:00

Язык уличных манифестаций, агитпропа, прямых высказываний имеет давнюю историю в России, начиная со времен футуристов и агитационно-массовой культуры первых послереволюционных лет.

С другой стороны, сложным наследием отечественной истории искусства стал социалистический реализм, метод, предполагающий погружение личности в кокон мифа социальной утопии, в то же время дарующий иллюзию максимальной самореализации в идеальном обществе.

Уже в 1970-е годы миф соцреализма родил оборотня – соцарт, во многом ерническую, блестящую критическую стратегию низведения ложных кумиров тоталитарного рая.

Произведения Комара, Меламида, Сокова, Косолапова жалили как окна сатиры РОСТа эпохи Маяковского. Они обнажали труху советской тоталитарной идеологии методом площадной, балаганной пародии и травестии.

Чуть позже, в 1990-е годы взяло верх также генетически связанное с народной площадной культурой искусство прямого действия и высказывания — акционизм. Радикальное испытание границ языка искусства как такового, границ телесности, этики и эстетики, условного и естественного определили образ перформансов Олега Кулика, Александра Бреннера, Анатолия Осмоловского…

Сегодня, в эпоху очередного застоя, опыт как соцартистов, так и акционистов очень важен. Он дает возможность куда более сознательно понимать общественные отношения самим зрителям, которые оказываются в ярком карнавальном процессе создания художественного события на правах соавторов.

 

Таир Салахов «Утренний эшелон» 1958
Таир Салахов «Утренний эшелон» 1958

 

Лекция 3. Станковая живопись в версии советского постмодерна.

17 ноября, четверг

19:30 – 21:00

В наши дни чрезвычайно интересен такой феномен станкового изобразительного искусства 1970 — 1980-х, как «левый МОСХ».

Либеральное крыло Московского союза художников (ученики Дмитрия Жилинского, Павел Никонов, Николай Андронов, Илларион Голицын, Таир Салахов) стало во многом провозвестником свободного искусства новейшего времени.

Сегодня их имена незаслуженно в тени мастеров открыто оппозиционных официальной художественной политике, представителей так называемого «неофициального искусства».

Однако экспертный взгляд современного исследователя может выявить те интереснейшие ресурсы формотворчества в искусстве мастеров «левого МОСХа», что в чем-то сближают их с главными трендами артмира эпохи постмодернизма.

Другое возрождение станковой картины в оппозиции как советскому официозу, так и текстовому фетишу концептуальных практик случилось в Ленинграде эпохи перестройки 1980-х годов.

Брутальный, фовистский стиль живописи исповедовали «Новые художники». Они видели в нем искренность и тотальность изменения мира по законам искусства (наряду с хэппенингом).

Впоследствии этот новый пластический метод оживления мира идеологом «новых художников» Тимуром Новиковым был радикально преобразован в апологию академической картины. В подобном превращении также следует видеть воздействие постмодернистской идеи.

 

Александр Бродский и Илья Уткин «Бумажная архитектура»
Александр Бродский и Илья Уткин «Бумажная архитектура»

 

Лекция 4. Бумажная архитектура и реальное проектирование на территории СССР.

24 ноября, четверг

19:30 – 21:00

Период застоя (1970 – первая половина 1980-х годов) в архитектуре СССР мало изучался по причине малой привлекательности и низкой технической характеристики построек.

Однако, как и в случае с «левым МОСХом» в живописи, архитектура эпохи застоя и перестройки странным образом отвечала неким масштабным стилевым тенденциям общемирового процесса.

Вторая волна модернизма и необрутализм по-своему отразились в творчестве Леонида Павлова, Игоря Покровского, Виктора Егерева…

А в эпоху перестройки, в 1990е годы благодаря новому поколению российских архитекторов (Александр Харитонов в Нижнем Новгороде, Андрей Боков, Андрей Чернихов в Москве) мы можем говорить о российской версии постмодернизма.

Признанной во всем мире стала в это время (середина 1980-х – 1990-е) школа так называемой «бумажной архитектуры». Это направление, предполагающее перевод реальной проектной деятельности в концептуальную, воображаемую, фантастическую, возникло как реакция на реакцию в художественной жизни эпохи застоя, когда архитектура часто капитулировала перед банальным проектированием номенклатурных техзаданий.

Стоявшие у истоков «бумажной архитектуры» Юрий Аввакумов, Александр Бродский, Илья Уткин стали сегодня флагманами и общехудожественного процесса. Уместно сопоставить «бумажную архитектуру» с методом московского концептуализма в искусстве изобразительном.

 

Смотреть еще

Выставка Мария Васильева Возвращение домой Из собрания Эдуарда Мордуховича Московский музей современного искусства

Мария Васильева. Возвращение домой. Из собрания Эдуарда Мордуховича.

С 17.11 до 10.12.2023 в Московском музее современного искусства, здание на Гоголевском бульваре, дом 10-2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *