Мстёра – жемчужина России.

До 28.08.2016 в Музее декоративно-прикладного искусства.

К 85-летию Мстёрской фабрики лаковой миниатюры

На выставке будет представлено более 200 работ из фондов Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства и ассортиментного кабинета ПК «Центр традиционной Мстёрской миниатюры», а также из личных коллекций.

Представленные в экспозиции работы отражают основные этапы развития Мстёрского художественного промысла.

Поселок Мстёра на Владимирской земле в прошлом был уникальным иконописным центром, но поистине мировую известность он приобрел в XX веке, когда на рубеже 1920-х – 1930-х годов здесь возникло искусство лаковой миниатюрной живописи на папье-маше.

Опираясь на собственные иконописные традиции, миниатюристы Мстёры выработали уникальный художественный стиль, в котором большую роль играет тщательно прописанный пейзажный фон с тончайшими цветовыми переходами и отказ от черного фона.

Датой рождения Мстёрского лакового промысла принято считать июнь 1931 года, когда бывшие иконописцы объединились в артель «Пролетарское искусство» (с 1960 года – фабрика).

Значительную роль в становлении искусства Мстёры сыграл народный лубок, который до революции печатался в местной типографии Голышева.

Основоположником орнаментального направления в Мстёрской миниатюре стал Е.В. Юрин («Орнамент с птицей), опирающийся на лучшие образцы древнерусского искусства.

На выставке будут представлены работы наиболее ярких представителей промысла: Николай Прокопьевич Клыков, Александр Иванович Брягин, Александр Федорович Котягин, Василий Никифорович Овчинников, Иван Алексеевич Серебряков, Евгений Васильевич Юрин и ряд других мастеров, чье искусство вскоре получило признание на Всемирной выставке Париже 1937 года, где художники были удостоены Гран-при и золотых медалей.

Представители второго поколения миниатюристов –  Екатерина Николаевна Зонина, Антонида Михайловна Овчинникова, Нина Александровна Любомудрова, Василий Иванович Корсаков и другие мастера – создали яркие работы, проникнутые неподражаемым энтузиазмом послевоенной эпохи и одновременно сохраняющие лучшие черты Мстёрского искусства.

1960-е годы – особый период в развитии Мстёрского искусства, начавшийся на волне «оттепели» и проникнутый духом подлинного новаторства. В это время сбыли созданы чрезвычайно талантливые произведения Льва Александровича Фомичева, Николая Ивановича Шишакова, Юрия Михайловича Ваванова, Лидии Александровны Демидовой.

 В 1970-е годы Мстёрский лаковый промысел пополнила целая плеяда творчески одаренных художников: Владислав Федорович Некосов, Владимир Капельевич Мошкович, Владимир Николаевич Молодкин.

В эти годы художественные образы работ Мстёрской лаковой миниатюры становятся более определенными, в них хорошо прослеживается связь со всем художественным опытом старинного русского промысла.

Эстетика народной жизни – главное, что стало отличительной особенностью русских лаков. История страны, литературные произведения русских и зарубежных писателей, поэзия, русские сказки, как сконцентрированная мудрость народа, сложный мир человеческих устремлений – все это нашло свое отражение в русской лаковой живописи.

 

 

Информация (на 29.07.2016):

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Адрес: Делегатская улица, дом 3 (ближайшие станции метро «Новослободская», «Маяковская» и «Цветной бульвар»).

Время работы: понедельник, среда, пятница, воскресенье – с 10.00 до 18.00, в четверг с 10.00 до 21.00, в субботу – с 12.00 до 20.00.

Стоимость билетов: взрослые – 250 рублей, льготные категории – 130 рублей, дети до 16 лет – бесплатно.

 

Смотреть еще

Лекция Зулимы Безировой «История ковроткачества на примере коллекции Всероссийского музея декоративного искусства». Всероссийский музей декоративного искусства.

Лекция Зулимы Безировой «История ковроткачества на примере коллекции Всероссийского музея декоративного искусства».

15.08.2024 в Всероссийском музее декоративного искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *