До 05.09.2016 в Государственном Русском Музее – Строгановский дворец.
На выставке зрителей ждёт новое крупное открытие – прекрасные работы русского художника Николая Шестопалова, ученика Ильи Репина, участника выставок «Мира искусства» и Ассоциации художников революционной России.
Живописец, автор портретов, пейзажей и жанровых композиций, художник также успешно работал в книжной графике, в его наследии – иллюстрации произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
Среди более 60 произведений из собрания галереи «Веллум» (соорганизатора проекта) и из фондов Русского музея, – зритель также встретит образы-воспоминания об ушедшей России и её дореволюционном укладе, о русской провинции, романтические акварели с изображениями Старого Крыма и Красной Поляны, зарисовки провинциальных усадеб и интерьеров XIX в.
Николай Иванович Шестопалов (1875-1954) получил от официального искусствознания чётко определённое место в истории советского искусства: как признанный художник книги, как автор эскизов к советским довоенным открыткам, воспевающим героический труд.
Историографы словно забывали об обучении художника в Мюнхене, о его участии в выставках «Мира искусства», в художественной жизни России во втором десятилетии XX века. Восполнить лакуны в истории отечественного искусства и «вернуть в обращение» имя русского художника первой половины XX столетия и призвана выставка «Николай Шестопалов. Живопись и графика ученика Репина в Русском музее».
В жизни и творчестве Николая Шестопалова ясно прослеживается путь развития русского искусства с конца XIX и до середины XX вв.
Крестьянский мальчишка с церковно-приходской школой за плечами занимается в Петербурге на курсах Тенишевой у И.Репина, в студиях И.Мате и Л.Дмитриева-Кавказского, получает навыки академического рисунка, графики и живописи.
Вместе с М.Добужинским, Е.Лансере, Д.Кардовским и С.Чехониным он становится одним из основателей журнала «Зритель» (1905). Реакция, наступившая после революции 1905 года, заставляет его покинуть Россию; он учится в Германии (Мюнхене), Италии и Франции. В Мюнхене формируется изобразительный язык Шестопалова-художника, вобравшего в себя и русскую традиционно- реалистическую манеру, и немецкую экспрессивную художественность.
Вернувшись в 1907 в Санкт-Петербург, художник участвует в выставках «Мира искусства» и группы «Новое товарищество художников» (НОХ), общается с русскими символистами и импрессионистами, использует их излюбленные темы, оставаясь приверженцем академических живописных традиций.
В этой атмосфере рождаются типичные «шестопаловские» образы ушедшей России. И даже пейзажи Шестопалова двадцатых-тридцатых годов не столько отражают суровую советскую действительность, а воссоздают дореволюционный уклад.
Художник на протяжении всего творческого пути постоянно обращается к картинкам русской провинции. Таковы «Семья в интерьере» (1910-е), «Солнечная веранда» (1920-е), «Углич. Дом царевича Дмитрия» (1929), «Тропинка в лесу» (1930), «На Волге» (1933), «Чембар. Беседка в саду Белинских» (1936), «Васильсурск» (1939) и др.
Будучи членом АХРР с момента основания организации (1922г.), Шестопалов регулярно принимал участие в выставках, и, напротив, совершенно не занимался общественной деятельностью. Много писал, выезжая в художественные экспедиции на Аральское море, на Урал, на ДнепроГЭС.
Живопись Шестопалова середины XX века тематически возвращается к наследию «мирискусников» – коллег и товарищей его молодости; это провинциальные усадьбы, полуразрушенные церкви и монастыри, написанные «по-ахровски» пастозно, почти иллюзорно.
Как пишет о нём искусствовед Любовь Агафонова, директор галереи «Веллум»: «Крым, Красная Поляна, серебристые виды Средней Азии, – это сюжеты его картин, написанные в первые годы советской власти. Его привлекает интерьер кабинетов XIX века, площади провинциальных городков, – быт ушедшей эпохи…».
Сохранились изящные, романтические акварели с изображением фонтанов, татарских саклей и улочек Старого Крыма, словно сошедших со страниц Пушкинского «Бахчисарайского фонтана».
Шестопалов пишет совсем «итальянский» Крым – пейзажи Алупки, Симеиза. Любуется силуэтом героини в просвете стен («Судак», 1915) подобно брюлловскому «Итальянскому полдню». Столь же любовно выписаны пейзажи Кавказа («Красная Поляна», 1921).
Выставка знакомит зрителя с интересным художником, который прошел долгий творческий путь от академического искусства, символизма к созданию картин на темы русского революционного движения и современной истории.
И был незаслуженно «забыт», как и многие художники, которые по тем или иным причинам не стали флагманами советского искусства, но оставались верны изобразительным идеалам прошлого.
Авторы экспозиции надеются, что имя и творческое наследие Николая Шестопалова – самобытного русского и советского художника – займёт достойное место в истории отечественного искусства.
В рамках выставочного проекта «Николай Шестопалов. Живопись и графика ученика Репина» будет издан первый каталог работ художника.
Информация (на 23.06.2016):
Государственный Русский музей – Строгановский дворец.
Адрес: город Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 17.
Время работы: понедельник, среда, пятница, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, в четверг с 13:00 до 21:00, вторник – выходной день.
Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей, льготные категории – 150 рублей.