До 25.09.2016 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.
Для посетителей, которые ценят изысканность и красоту графики, открывается вторая выставка цикла «Художник и время». На ней собраны лучшие образцы рисунка крупнейших мастеров первой половины XIX столетия.
Графическое наследие эпохи романтизма демонстрирует расцвет рисовальной культуры, послужившей эталоном мастерства для последующих поколений художников.
Рисунки и акварели современников героев романа «Война и мир» живо и непосредственно отзывались на поиски новых этических и эстетических ценностей.
Их дарили близким и друзьям, брали в путешествия и военные походы, ими украшали интерьеры дворянских особняков. Популярность завоевали новые темы и жанры: интерьер, камерный портрет и автопортрет.
В эпоху романтизма на смену парадным видам городских и парковых ансамблей пришли камерные изображения усадеб. На выставке представлены графические листы М.Н. Воробьёва, Сильв.Ф. Щедрина, А.П. Брюллова, К.И. Рабуса, в которых нашло воплощение многообразие пейзажного жанра.
Поэтизация частной жизни и уюта домашнего очага стимулировала интерес к теме интерьера в русском искусстве. Изящные анфилады комнат, гостиные, детские, кабинеты рисовали и знаменитые мастера, и безымянные дилетанты.
Наряду с интерьерами экспозиция включает модные в начале XIX столетия альбомы, силуэты и образцы рукоделия – композиции, вышитые бисером. Посетители увидят уникальный деревянный столик, столешница которого украшена натюрмортом работы Ф.П. Толстого.
Здесь же демонстрируется самая обаятельная часть наследия Толстого – натюрмортная графика, листы с изображением цветов и фруктов, где порой художник помещал то сидящую на листке муху, то капли росы, готовые соскользнуть с листа.
Эти «обманки» вызывали восторг современников и по сей день не оставляют зрителей равнодушными: завораживает своеобразная романтическая игра, соревнование с природой, когда мастер с легкостью превращает видимое в совершенные образцы искусства.
Камерный пастельный портрет продолжал оставаться непременным атрибутом почти каждого дворянского дома, хотя и не имел столь широкого распространения, как в XVIII веке. Самым интересным пастелистом в 1810–1820-е годы был А.Г. Венецианов.
Ярким и привлекательным явлением эпохи стали портреты, исполненные карандашом и акварелью. Взлетом карандашного портрета считается творчество О.А. Кипренского, создавшего целую галерею поэтических образов современников.
С середины 1820-х ведущей техникой камерного портрета становится акварель. Одним из первых к ней обратился П.Ф. Соколов. Расцвет акварельного портрета связан также с именами К.П. и А.П. Брюлловых. В их работах появилась новая форма акварельного портрета, сочетающего черты парадности и интимности.
В начале XIX века появился жанр автопортрета. Образ темпераментного художника-романтика создал в экспрессивных автопортретах А.О. Орловский. Восхищение современников острой, полной импровизационного блеска манерой художника передал А.С. Пушкин строками из поэмы «Руслан и Людмила»: «Бери свой быстрый карандаш, / Рисуй, Орловский, ночь и сечу!»
Часть представленных на выставке рисунков происходит из собрания самого П.М. Третьякова. Работы из коллекций его современников И.С. Остроухова и И.Е. Цветкова поступили из Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова и из Государственной Цветковской галереи. Коллекция и по сей день пополняется благодаря приобретениям и дарам.
Информация (на 27.05.2015):
Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Основное здание, залы 49-54.
Адрес: Лаврушинский переулок, 10 (ближайшая станция метро – «Третьяковская»)
Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.
Стоимость билетов: взрослые – 400 рублей, льготные категории – 150 рублей.
Стоимость комплексных билетов для посещения экспозиций и временных выставок в Лаврушинском переулке, 10 и на Крымском Валу: взрослые – 700 рублей, льготные категории – 250 рублей.