До 24.06.2016 в ВЗ Журнала «Наше наследие».
Участники: Татьяна Ян, Игорь Камянов, Вероника Гаранина, Вера Костина, Евгений Вельчинский, Алексей Рюмин.
Фотография со времени её изобретения французским художником Дагером в 1839 году обречена была опираться на опыт живописи и графики. Так, многие ранние дагерротипы обрезались в медальоны, как это было принято в миниатюрной живописи.
Есть очевидные черты сходства в подаче изображения между акварельными портретами П.Ф.Соколова и Э.П.Гау с дагерротипами того времени, а в следующем столетии между хрестоматийными студийными фотопортретами деятелей культуры, выполненными М.Наппельбаумом, со знаменитой серией рисованных портретов Ю.Аненкова.
Фотография могла служить подспорьем, как у Врубеля и Борисова−Мусатова, и средством своеобразного художественного манифеста в визуальном восприятии и пространства, и плоскости, как у Родченко, Лисицкого, Клуциса.
Представляется вероятным, что живописные и фотографические работы Сальвадора Дали и Ман Рея повлияли на формирование фотомышления Филиппа Халсмана, кстати, запечатлевшего и самого Дали вместе с его изощренными композициями из обнаженных натурщиц.
В 1896 году на Всероссийской художественно−промышленной ярмарке в Нижнем Новгороде наряду с 286 живописцами, скульпторами, графиками и архитекторами было представлено и искусство 58 ведущих фотографов из разных городов России.
С тех пор присутствие фотографии в ряду изящных искусств окончательно стало нормой в общественном сознании.
Тема «фотография и художник» имеет множество любопытных поворотов. Здесь уместно напомнить некоторые из них:
пикториализм конца XIX – начала ХХ веков, сближавший фотографию с живописью и графикой; –
провокационную фотосессию мэтров русского авангарда К.Малевича, П.Филонова, М.Матюшина, А.Крученых, И.Школьника, сидящих на фоне перевернутой реальной мебели и перевернутого рисованного задника с написанным на холсте роялем, что сделана в фотоателье придворного фотографа Буллы (1913);
волну интереса к фотографии в творчестве таких художников второй половины двадцатого столетия, как Ю.Соостер, Ю.Соболев, В.Янкилевский, А.Брусиловский, Д.Плавинский, Б.Заборов;
радикальную постановку драмы «Пучина» А.Н.Островского в сценографии А.Васильева в Малом театре (1973), сделанную в духе старинного семейного фотоальбома со сбитым масштабом сверхувеличения;
фотодизайн Ю.Курбатова, креативного идеолога дизайна журнала «ДИ» его «золотой поры», длившейся почти тридцатилетие.
И, конечно же, нельзя не сказать здесь о лидере нынешнего российского искусства высоких технологий К.Худякове, использующего в цифровом синтезировании авторскую документальную съемку.
Из современных художников, в творчестве которых фотография играет ощутимую роль, назовем К.Победина и С.Морозова, чьи выставки в разное время состоялись в ВЗ Журнала «Наше наследие».
Для чего же живописец, график, керамист, текстильщик, дизайнер, архитектор наряду с основной профессией занимаются ещё и фотографией? Как творческая индивидуальность реализует себя в выборе сюжета, композиции видового кадра, световой и цветовой наполненности изображения?
Какие мгновения остаются запечатленными их «фотоглазом» в быстро меняющейся картине современного мира?
Чтобы ответить на эти вопросы, выставочный зал журнала «Наше наследия» предоставил своё пространство фотографиям, сделанным художниками Татьяной Ян, Игорем Камяновым, Вероникой Гараниной, Верой Костиной, Евгением Вельчинским и Алексеем Рюминым.
Алексей Рюмин
Информация (на 26.05.2016):
Выставочный зал журнала «Наше наследие»
Адрес: 1-й Неопалимовский переулок, дом 4. Ближайшие станции метро «Смоленская» и «Парк Культуры».
Время работы: понедельник – пятница с 11:00 до 17:00, суббота и воскресенье – выходные дни
Посещение выставки бесплатно.