Выставка в «Новом Манеж» приурочена к 80-летию Юрия Николаевича Ларина (1936–2014) и знакомит зрителя с целым рядом не экспонировавшихся ранее работ и позволяет воочию рассмотреть и по достоинству оценить его уникальный авторский мир хорошо узнаваемого живописного и графического пространства.
Человек сложной судьбы, долгое время считавшийся сыном «врага народа», Ларин сумел стать одним из самобытных русских художников, самоотверженно работавших на протяжении последних четырех с лишним десятилетий.
Поскольку творческое развитие Юрия Ларина тесно связано с географией его путешествий, то экспозиция выставки нацелена на выявление их ключевых вех и призвана обеспечить максимально полное погружение зрителя в живописно богатый и гуманистически наполненный образный мир художника.
Усматривая свою основную пластическую задачу в поисках безупречного по гармонии светового и цветового пространства, Ларин сознательно выделял наиболее значимые для себя места.
Май Митурич:
«Именно ощущение музыкальности хранит память о первой встрече с искусством художника. Эта негромкая мелодичная звучность каждого листа и составляет основное содержание живописи Ларина.
Отказываясь от сюжетной занимательности, не стремясь к активной выразительности формы, Ларин сосредоточивает все усилия на стремлении к гармонизации пластического цветового образа.
Руководствуясь чувством гармонии, художник апеллирует к соответствующему чувству зрителя, минуя рациональные, литературно-описательные возможности изображения.
И чем дальше он продвигается в этом направлении, тем труднее находить слова, способные выразить сложную гамму чувств, то эстетическое сопереживание, которое возникает при встрече с его живописью.
Всей своей работой Юрий Николаевич Ларин стремится к постижению души феномена живописи, к созданию чистой живописи во всех смыслах этого слова».
Беря за точку отсчета порой скромные и даже однообразные пейзажи Подмосковья, художник изначально стремится к колористической насыщенности и разнообразию, которые он начинает постигать в ходе поездок на юг России и Кавказ.
Но особое значение для него сыграли путешествия в Прибалтику в период с середины 1970-х и вплоть до середины 1980-х годов, который связан с его очевидным творческим расцветом.
К концу 1970-х годов в искусстве Ларина складывается концепция живописи «предельного состояния», предполагающая уход от непосредственной пленэрной работы над картиной и основанная на длительном и активном эмоционально-чувственном и внутренне сосредоточенном переживании натурного мотива.
Квинтэссенцию почти мистического, по мнению самого художника, отношения Земли с Небом, показанного благодаря богатым нюансам освещения, Ларин открыл для себя в литовском местечке Нида, надолго ставшем для него своеобразной художнической Меккой.
Именно здесь произошел пик живописных открытий Юрия Ларина, связанных с его наивысшим творческим катарсисом.
Александр Рюмин:
«Кажется, что созданные Юрием Лариным ландшафтные образы Земли наделены планетарным масштабом.
Природа предстает в его живописи как будто в первородной красоте, еще не тронутой следами человеческого присутствия. В ней возникают иногда фантомы дорог, аллей деревьев, домов, соборов.
Но они трактуются художником не как признаки дел человеческих, имеющих свои конкретные временные, исторические и эстетические, наконец, координаты, а как неотъемлемая составляющая видоизменения ландшафтной материи, окутавшей земное тело.
Его поэтика – лирико-эпического склада. А драматургия – конфликт контрастов, которые обретают гармонию во всеединстве».
В дальнейшем его многочисленные «южные» поездки, включающие пребывание в Италии, Испании, Болгарии, Армении и других местах, не только сильно влияют на искомый мастером колорит, основанный на органичном сочетании золотисто-охристых и лазурно-изумрудных оттенков, но и во многом способствуют выявлению в картине особой динамики пространства, связанной с увлеченным «высотным» постижением реальности.
Так, присущая Ларину склонность к походам по горам и возвышенностям неуклонно влечет к утверждению новой пространственной и живописно-световой проблематики, замешанной на парадоксальном соединении пластической экспрессии и метафизического остранения.
Все это закономерно убеждает нас в том, что Юрий Ларин проделал заметную эволюцию от натурного пейзажа-натюрморта-портрета до несколько умозрительного «пленэра» по памяти, отразившего авторскую концепцию «предельного состояния».
Ольга Яблонская:
«Юрий Ларин говорит об искусстве и о мире языком живописи, предлагая зрителю внимательно вслушаться в звуки пластической речи и при желании вступить в этот завораживающий диалог.
Какой именно предметный мотив вдохновил на этот разговор художника – не очень существенно, потому что его всегда скорее интересует глубинное содержание этого мотива, нежели его видимая внешняя форма.
Именно это содержание он и «вытаскивает» на поверхность картины, выстраивая средствами пластики всю его многоплановую глубину.
При всем стремлении уйти в работе от описательной изобразительности, Ларин остается строителем фигуративной живописной формы, поэтому в каждом из его произведений небо остается небом, море – морем, остров – островом, а трава – травой.
<> Он не скрывает своей связи с натурой. Но предлагает не описательную, полую внутри копию этой натуры, а ее объемный и наполненный аналитический портрет, обогащенный и одухотворенный собственным авторским видением».
Его обманчиво экспрессивные по отношению к рисунку, форме и пространству картины отличаются сложной внутренней концентрацией светлых по тону уплощенных решений, скрывающих напряженную глубину лирического чувства.
В целом, явленные в творчестве мастера индивидуальные преломления «географии света» (учитывая все его природные и умозрительные «меридианы» и «параллели») образуют в современном художественном пространстве вектор продуктивного модернистского мышления, заведомо свободного от каких-либо мелочных конъюнктурных побуждений.
И все это в очередной раз убеждает нас в том, что только пластически качественное искусство всегда остается жизнеспособным и актуальным. А Юрия Ларина можно смело считать одним из самых неординарных его представителей.
На выставке будет представлено около 200 работ Ю. Ларина, 7 из которых находятся в фондах МВО “Манеж” и входят в Музейный фонд РФ. Остальные работы находятся в частном собрании семьи Лариных.
Елена Грибоносова-Гребнева, Елена Осотина, Анна Колейчук