Понедельник , Ноябрь 20 2017

Гелий Коржев.

До 13.06.2016 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу.

Третьяковская галерея представляет самый острый и парадоксальный проект года — монографическую выставку Гелия Михайловича Коржева (1925–2012), последнего великого русского реалиста XX века.

Коржев — одна из самых мощных фигур в отечественном искусстве, сложнейшая и противоречивая личность. Представитель послевоенного поколения, он стремительно ворвался на художественную сцену в конце 1950-х годов и стал одним из лидеров легендарных шестидесятников.

Особенности эпохи, своеобразие сильного и независимого характера художника, его добровольное затворничество и уход от всякой публичности в последние десятилетия жизни не позволяли организовать широкий показ его работ.

Первая масштабная выставка художника станет настоящим прорывом в исследовании его творчества, откроет для наших современников невероятный мир образов в произведениях Коржева и обогатит представления об искусстве второй половины ХХ века.

Идея проведения выставки Коржева жила в Галерее многие годы, но только сейчас удалось реализовать этот проект. В экспозицию включены произведения, хронологически охватывающие весь творческий путь мастера — с 1943 по 2011 год.

Однако во многом экспериментальный выставочный проект представляет собой не традиционную академическую ретроспективу, а авторский, кураторский, взгляд на искусство мастера, направленный на то, чтобы выявить важнейшие смыслы, которые художник сознательно или неосознанно отразил в своих работах, то, что в его творческом кредо близко современному зрителю.

Архитектура экспозиции, в некоторых разделах намеренно некомфортная для посетителя, полностью трансформирует пространство самых масштабных залов музея.

Она акцентирует, а подчас и обостряет жесткие художественные высказывания Коржева, ту страшную правду и те горькие истины, которые открывал для себя и для зрителя этот совершенно нестандартный живописец.

Всегда, даже во времена, когда Коржев занимал высокие посты в Союзе художников, он разрабатывал только те мотивы и решал те художественные задачи, которые ставил перед собой сам, без оглядки на официальную доктрину.

Коржев очень точно отразил время, которое проживал и переживал вместе со всей страной. В экспозиции представлены все главные линии наследия мастера.

В программных полотнах «Влюбленные» (1959, ГРМ), «Художник» (1961, ГТГ), триптих «Коммунисты» (1957–1960, ГРМ), цикл «Опаленные огнем войны» (1962–1985) он выразил новый взгляд на судьбу советского человека и на личность художника, создав живописныйм манифест поколения эпохи «оттепели».

Сквозной в творчестве Коржева мотив падения («Опрокинутый», 1976; «Егорка-летун», 1976–1980) позволял художнику размышлять о трудностях выбора своего пути, жизненной позиции и почти неизбежном трагическом финале при попытке совершить прорыв, подняться над обыденностью.

«Деревенские» и «социальные» натюрморты Коржева неизменно оставались для него не только творческой лабораторией, но и точным высказыванием о времени («Стакан молока», 1984; ГТГ; «Социальный натюрморт», 1992, частное собрание, США).

В 1970–1980-х годах в творчестве Коржева появились работы, давшие начало развернутому циклу, посвященному Дон Кихоту, образу которого он придал черты и характер отца.

В эти же годы Коржев обратился к формам фантасмагории: среди его персонажей возникли макабрические существа — тюрлики. Так художник выражал свое понимание изменений, которые несло время, особенно в 1990-е годы.

В полотнах с этими существами заметны аллюзии, отсылающие к росписям Дома глухого Ф. Гойи, интерпретациям темы «Искушение святого Антония». В цикле с тюрликами трагическое мироощущение выражено с иронией и глубоким сарказмом.

На рубеже веков большое внимание художник уделял проблеме социальной деградации человека («Встань, Иван!», 1997; «На троих», 1998; «Свалка», 2007, все – ИРРИ; «Адам Андреевич и Ева Петровна», 1996–1998, частное собрание).

Важным направлением в творчестве Коржева стало обращение к библейским и евангельским сюжетам («Благовещение», 1987–1991, частное собрание, Москва).

В последние годы мастер работал над философскими полотнами-завещаниями «Осень прародителей (Адам и Ева)» (1997–2000), «Лишенные Рая» (1998, оба – частное собрание, США), «Пророк» (2011, собрание семьи художника, Москва).

Характерные пластические приемы мастера — укрупненный масштаб, подчеркнутый натурализм, избыточная живописность — обостряют смысловую наполненность и мощь изображаемого.

Коржев предложил некую особую версию фигуративного искусства. Характерные для него активная художественная подача, прямое высказывание вызывают сильнейший эмоциональный отклик зрителя.

Знакомство с произведениями Коржева — сложный, но необходимый опыт разговора на тяжелые, подчас болезненные темы: трагедия Великой Отечественной войны, тектонические сломы социальной и политической реальности в конце столетия, разочарования и одиночество, драма жизни и неизвестность того, что ждет человека за ее гранью.

Искусство Коржева обнажает историю человеческих травм и возрождения, являет примеры удивительной силы духа, воли, желания жить и победить.

На выставке Коржев предстанет перед зрителем как художник эпического дарования, который обращался к «вечным» темам и общечеловеческим историям, всегда оставаясь сильным, но одиноким героем, отшельником и пророком, который нес людям свое послание и, возможно, единственный мог говорить этому миру правду.

 

 

Информация (на 23.03.2016):

Государственная Третьяковская Галерея, здание на Крымском Валу, залы 60-61.

Адрес: улица Крымский Вал, дом 10. Ближайшие станции метро «Октябрьская» и «Парк Культуры»

Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Стоимость билетов – 400 рублей, льготные категории – 150 рублей.

 

Check Also

Открытие 7-й Московской международной биеннале современного искусства. Основной проект «Заоблачные леса».

Открытие 7-й Московской международной биеннале современного искусства. Основной проект «Заоблачные леса».

18.09.2017 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *