До 19.02.2016 в ВЗ СХР на Покровке, дом 37.
Выставка произведений народного художника РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств СССР, лауреата Сталинской премии, профессора Виктора Григорьевича Цыплакова (1915 – 1986) посвящена 100-летию со дня рождения художника.
В. Г. Цыплаков принадлежит поколению художников, вошедших в изобразительное искусство в 1930 – 1950-е годы, наполненные энтузиазмом, всеобщим подъемом. Государством, обществом на художников возлагалась ответственная задача: утвердить идеал эпохи преимущественно средствами классического искусства, русской художественной традиции.
Школа классического искусства была успешно освоена Цыплаковым, благодаря замечательным учителям И. Грабарю, С. Герасимову, Б. Иогансону и другим живым представителям русского искусства XIX века.
Она позволила Цыплакову в дальнейшем создать художественно, исторически значимые произведения: «Чапаев», «Зоя Космодемьянская», «Горький на Волге», «Сергей Есенин».
Героизированный образ человека в изобразительном искусстве воспринимался как олицетворение народа в целом. Вера в народ, желание бескорыстно ему служить воодушевляли Цыплакова, становились главным смыслом его творчества.
Об этом свидетельствуют картины: «Торжественное вручение Ордена Ленина городу Москве в честь 800-летия », «Выступления М. И. Калинина на заседании ВЦИК. 1919 год», «Ленин с крестьянами» и другие масштабные полотна.
Аналогичным образом воспринимается созданная В. Г. Цыплаковым портретная галерея современников: писатель Л. Леонов, ученый А. Фролов – Багреев, инженер А. Вольтищев, рабочий В. Матросов и другие люди, трудившиеся в разных сферах жизни.
Отразившийся в портретном жанре психологизм нередко связан с мыслью служения Отечеству, искусству, нравственным принципам. Блестяще эти качества реализовались в автопортрете, составившем отдельное собрание произведений автора (свыше 100 работ).
В пейзажах художника, отличающихся тонким колоризмом, чувствуется близость к русской лирической поэзии, музыке: «Мороз и солнце», «Февральская лазурь», «Хороший день», «Гурзуфский цикл», «Село Троицкое» (бывшее имение княгини Е. Р. Дашковой).
Памятники архитектуры, древнерусского зодчества интересовали мастера, начиная со студенческих лет: «Башня Симонова монастыря», «Площадь в Регистане», «Успенский собор XVII в. в Смоленске», «Вдали монастырь», «Суздаль», «Исаакиевский собор».
В архитектурном пейзаже он схватил самое главное: совершенство пропорций памятников, их величественность, органическую связь со средой.
Говоря о педагогической деятельности Цыплакова в Суриковском институте, в том самом художественном ВУЗе, в котором ему посчастливилось когда-то учиться, можно до бесконечности цитировать мастера, приводить его тонкие замечания.
В разное время у него учились С. Ткачев, Е. Зверьков, Н. Пластов, А. Белых, А. Тутунов, Н. Соломин, Э. Браговский, В. Забелин, Ю. Анохин, С. Андрияка и многие другие художники.
Цыплаков всегда бережно, с особым вниманием относился к творческой индивидуальности каждого своего воспитанника, вкладывая в свою систему три главных принципа: гражданственность, профессионализм, приверженность к классическому искусству.
В.Г. Цыплаков участвовал во Всесоюзных, республиканских, зональных выставках с 1943 по 1986 гг. Произведения художника имеются в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Киевского музея русского искусства, региональных музеях страны, галереях, частных собраниях Великобритании, США.
Таежная Л.Я., искусствовед
Информация (на 03.02.2016):
Выставочный зал Союза Художников России на Покровке, дом 37
Адрес: улица Покровка, дом 37 (ближайший станции метро «Чистые пруды», «Китай-Город», «Красные ворота»)
Время работы: понедельник – четверг с 11:00 до 17:30, в пятницу с 11:00 до 16:00, в субботу – по договоренности, выходной день – воскресенье.
Посещение выставочного зала – бесплатно.